Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Дымовая завеса

Что скрывается за антиникотиновой кампанией?

Представьте ситуацию: главарь наркокартеля вызывает к себе своих драгдилеров и говорит: «Короче, пацаны, с завтрашнего дня наркоту детям и подросткам не продавать! Кто нарушит правило, буду мочить в сортире?» История почти анекдотическая, однако нечто подобное действительно случилось в родном отечестве.

Запрещать курить несовершеннолетним - неэффективно, считают представители коалиции «За свободную от табачного дыма Украину».

Фото Сергея СТАРОСТЕНКО

Очевидное-невероятное

Акционерное общество «Филип Моррис Украина» инициировало кампанию по предупреждению курения среди несовершеннолетних.

Как рассказал управляющий связями с прессой «Филип Моррис Украина» Константин Рябенко, продавцам табака предложат подписать декларацию о присоединении к акции. По его мнению, таким образом они подтвердят свою законопослушность. А на тех, кто «откажется ставить подпись под декларацией, якобы обратят внимание милиция и налоговики. Ведь продавать сигареты несовершеннолетним противозаконно.

По словам главы Госстандарта Петра Кабана, сегодня дымят постоянно или периодически 37% детей и подростков страны. Среди главных условий решения проблемы он видит «предупреждение доступа несовершеннолетних к табачным изделиям». Теперь в витринах магазинов и киосков, у кассовых аппаратов и на дверях торговых предприятий появятся предостерегающие продавцов - не покупателей - наклейки. Торговым точкам раздадут памятки для детей и послания родителям, имеющим привычку посылать чад за сигаретами. Кроме того, на рекламных щитах вывесят антирекламу подростковому курению.

Участие своей фирмы в программе «Стоп продаже сигарет несовершеннолетним» Константин Рябенко объясняет так: «Наша компания изготовляет сигареты, но эта продукция - для взрослых. Только они могут обдуманно решить - курить или нет и нести ответственность за свои поступки»..

Таким образом «Филип Моррис» считает антитабачную рекламу действенной мерой против курения детей и подростков. Но существует и другое мнение.

Превращение тухлого яйца

Коалиция общественных организаций и инициатив «За свободную от табачного дыма Украину» уверена, что пользы от антиникотиновой программы в среде малолетних не будет. По мнению представителя коалиции Константина Красовского, данная акция не только не достигнет декларируемой цели, но может оказать прямо противоположное воздействие. В подтверждение своих слов борцы с табаком приводят цитаты из отчета Мирового банка. Там, в частности, сказано: «Существующие виды ограничений на продажу сигарет молодежи являются неэффективными даже в странах с высокими доходами (Украине до них явно далеко. - Авт.)... Наиболее эффективный способ отвлечь детей от курения - увеличение налогов на табак. Высокие цены предотвращают начало курения среди некоторых детей и подростков и поощряют к уменьшению потребления тех, кто уже курит».

Здесь, конечно, можно сомневаться. Нынешнюю молодежь подорожанием никотина не испугаешь. Ведь существует немало дешевых сортов сигарет. Зато далее в отчете упоминается достаточно эффективное средство: «Всеобщее запрещение рекламы табака может уменьшить спрос на 7%». По мнению Константина Красовского, «Филип Моррис» выступает против эффективных мер сокращения курения и поддерживает заведомо неэффективные.

Вместе с тем призывы к продавцам не продавать сигареты детям вряд ли дадут положительный результат в условиях Украины. Даже если торгаши подпишут данную декларацию, кто даст гарантию, что они ее не нарушат? Продажа табака несовершеннолетним весьма прибыльна, и любой продавец понимает, что присоединение к программе означает отказ от личного заработка в пользу конкурентов. А их на табачном рынке хватает. Те же бабушки, промышляющие в местах стихийной торговли. Как их заставить поддержать инициативу «Филип Моррис»? Константин Рябенко, например, предложил узаконить этот бизнес, обеспечив каждую патентом. Но такой шаг, считает его оппонент Константин Красовский, только усугубит проблему.

Дальше - больше. В материалах, переданных «Ведомостям» коалицией, цитируется секретный отчет одной табачной корпорации: «Особенность подростковой психологии состоит в том, что противоречие «курение-здоровье» не кажется детям важным, поскольку в психологическом отношении до 18 лет каждый человек кажется себе бессмертным». Предполагаемая угроза здоровью чаще наоборот делает курение привлекательным. Наконец, если старшее поколение произносит проповеди против курения, чувство протеста заставляет молодых людей проявлять неповиновение. По мнению представителей коалиции, «Филип Моррис» использует тактику «превращения тухлого яйца в запретный плод». То есть цветные наклейки и листовки служат лишь одной цели - возбудить у подростков желание попробовать вкус сигареты.

К слову, в прошлом году опросили 4 тысячи подростков (13-16 лет) столичных школ. Из них лишь 2% курящих сказали, что на протяжении месяца-были-случаиг когда им отказывали в продаже сигарет. Очевидно, существующая система штрафов неэффективна и практически не применяется. Более действенным могло бы стать наказание, предусматривающее изъятие лицензии на торговлю табаком.

Лазейка для наступления

Что бы ни говорили представители «Филип Моррис», защищая искренность своей инициативы, легче укусить себя за локоть, чем поверить им. В последнее время общественное мнение, особенно в США, резко осуждает табачную индустрию. Не делают чести воротилам никотинового бизнеса и колоссальные иски, проигранные американским курильщикам. А ведь на всей планете людей, подверженных вредной привычке забивать легкие дымом, - 1,4 миллиарда. Не исключено, что наступит день, когда они тоже предъявят претензии к сигаретным производителям. Вот, например, российское правительство уже подало иск в суд города Майами (штат Флорида) против ряда табачных компаний США. Потому и приходится никотиновым корпорациям выкручиваться, создавая себе более или менее приличный имидж в глазах критикующей публики. При этом используется прикрытие, которое даже на первый взгляд настораживает: «Люди курят не потому, что мы производим сигареты, а мы производим сигареты потому, что есть курильщики». Однако тем самым профессионалы торговли табаком выдают себя с потрохами.

И еще. Специальный координационный совет при правительстве разработал проект закона «О контроле за табаком и защите здоровья». Этот документ может серьезно попортить кровь производителям сигарет. Он, в частности, предусматривает полный запрет на рекламу табачных изделий кроме как в специализированных изданиях. Таким образом, начиная профилактическую кампанию, «Филип Моррис», зная или нет о проекте закона, заранее оставляет себе лазейку для рекламирования своей продукции в Украине.

В конце концов цель того же Действия Против Доступа (несовершеннолетних) очевидна: свести дебаты о вреде табака в плоскость проблемы «детей», а дебаты о стратегии - на тему сокращения доступа молодежи. Получается, что антиникотиновые программы табачной индустрии - часть стратегии развития рынков сбыта.

Михаил Филашов «Киевские Ведомости» 30 сентября 2000 года

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz