Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Кому это выгодно?Не пора ли местным властям лечить «зависимость» от «табачных королей»Если о приближении какого-либо праздника в жизни города судить только по его внешнему оформлению, то накануне 9 мая сложно было понять, что же собирается отмечать Казань: 55 лет Победы или какой-нибудь всемирный день курильщика. Лихорадочная установка новых рекламных щитов, расклейка аж до 7 мая новых табачных плакатов прямо-таки ошарашивали. Усмотреть какую-либо логику в размещении этой рекламы невозможно, ибо она отсутствовала с самого начала беспрецедентной никотиновой атаки на город с 1996 года. (Вообще, убогое внешнее оформление столицы республики, полное отсутствие сколько-нибудь грамотного подхода, профессионализма — это серьезная тема для отдельного разговора.) Главный принцип в размещении табачной рекламы, очевидно, — посыпать сигаретным пеплом все улицы Казани. Такой агрессивно-разнузданно-наглой рекламы табака, как последние 5 лет в Казани, по России еще поискать надо. На въездах и выездах из города, на центральных магистралях, на самых оживленных улицах и в отдаленных переулках, на огромных щитах и на небольших тротуарных, на остановочных павильонах и рядом с вывесками магазинов, на прилавках и у кассовых аппаратов, на полиэтиленовых пакетах и прочей сувенирной дребедени... Перебор превзошел все мыслимые и немыслимые границы. За все заплачено... Со щитов, расставленных по всему городу, настойчиво лезет в глаза: «Ночь твоя — добавь огня», «Полная свобода», «Полный вперед», «Жизнь в удовольствие», «Вступай в союз оптимистов», ... «транспортников» и т.д. И самое последнее — убойное: «Хочешь выиграть суперавтомобиль — собирай фольгу!» (разумеется, сигаретную, а не от конфет). Никаких заслонов не поставлено еще одному, все шире используемому рекламному приему — бесплатной раздаче сигарет или обмену пустой пачки на полную. В начале мая эта акция снова широко проводилась в Казани. Пять лет в городе идет беспрецедентная массированная табачная пропаганда, рассчитанная, прежде всего, на детей и подростков. Ведь именно они «покупаются» на рекламу, ведь это их, а не взрослых соблазняют обещаниями дармового автомобиля. Именно в подростковом возрасте чаще всего начинают курить. Именно с этого возраста табачная индустрия начинает пополнять редеющие ряды взрослых курильщиков. Эта табачная вакханалия бьет рикошетом и по здоровью некурящих — ибо у нас теперь курят везде — и в общественных местах, и в транспорте, и на рабочих местах. Да, пройдите вечером по улице Баумана, подышите «свежим воздухом» — задохнетесь от табачного дыма. Прямая пропаганда табачных изделий нарушает права некурящих — покажите в городе хоть один рекламный щит с пропагандой здорового образа жизни! Поэтому сегодняшнюю публикацию мы просим считать обращением избирателей — коллектива редакции «Женщина» — и официальным запросом как средства массовой информации к руководству города Казани, к депутатам Казанского городского Совета, депутатам Госсовета республики. Что они намерены предпринять для ограничения или запрещения рекламы табачных изделий в городе и республике? «Мапьборомен» хуже Джека ПотрошитепяВ ближайшие десятилетия курение станет главной причиной женской смертности. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) подготовил специальный доклад «Женщины в переходный период» о положении женщин в бывших социалистических странах Восточной Европы и Советского Союза. Наиболее сенсационный вывод доклада состоит в том, что к 2020 году главной причиной заболеваний и смертности среди женщин в нашем регионе станет курение сигарет. По подсчетам медиков, к этому времени курение табака будет причиной 20 процентов общего числа заболеваний во всем бывшем соцлагере (за исключением стран Закавказья и Средней Азии). В начале 90-х годов в России курили 10 процентов 15-летних девушек, а сейчас этот показатель, судя по всему, поднялся до 15-20 процентов. Основной причиной такого печального положения авторы доклада считают .«целенаправленную рекламу табачных изделий», рассчитанную на молодежь, в особенности — на молодых женщин. Западные табачные компании, теряя рынки в США и Западной Европе, перемещают свою деятельность в бывшие страны социализма. Из досье редакцииВ 1996 году редакция впервые обратилась к теме засилья табачной рекламы на улицах Казани. Первым и до сих пор основным распространителем этой рекламы стала фирма «Лариса». Агентство, занимающееся модельным бизнесом, освоило новый вид деятельности, и «табачные» щиты, появившись весной 1996 года, начали «размножаться» с невероятной быстротой. Руководителя фирмы Ларису Фомину мало волновали нравственные аспекты массированной табачной пропаганды. «Не я, так другие», — заявила она нашему корреспонденту. Что ж, деньги не пахнут. Тем более огромные деньги. Мы обращались и к Розалии Нургалеевой, начальнику Управления городского дизайна, несущей ответственность за внешнее оформление города. На вопрос, как она относится к табачной вакханалии, Нургалеева сослалась на закон, дескать, наружная реклама табачных изделий не запрещена. А раз не запрещена, то, получается, ее можно размещать где угодно и сколько угодно. Ее с тех пор так и размещают (и даже с нарушением закона, что было подтверждено рейдами редакции, и что мы можем подтвердить и сейчас). Занимаясь «сигаретной» темой, мы поняли, насколько сильны позиции сигаретного лобби. На словах поддерживая нашу позицию, заявляя, что у них «сердце болит», когда они видят табачную рекламу на улицах города, тем не менее, руководители министерств здравоохранения, образования, республиканского и казанского комитетов по делам детей и молодежи до сих пор не предприняли никаких серьезных шагов для того, чтобы в республике и городе были приняты меры по запрещению или ограничению наружной табачной рекламы, до сих пор ничего не противопоставили опасной пропаганде. Почему? Позиция депутатов... Народные избранники — категория, как известно, особая. Когда они насмерть бьются за места в парламенте, они избирателей любят, пекутся об их здоровье и зарплатах. Как только занимают места в персональных кабинетах, им уже не до электората. Дважды (в 1996 и 1997 годах) мы обращались с запросом по поводу рекламы табачных изделий в соответствующую комиссию Казанского горсовета, где было немало медиков. На первое обращение ответа мы вообще не получили. По второму нас пригласили на заседание, на котором практически рта не дали раскрыть. Кроме раздражения по поводу нашей настойчивости и саботажа по серьезному рассмотрению вопроса, от депутатов горсовета мы ничего не получили. Понимая бесполезность обращения к депутатам города, в 1998 году мы обратились в комиссию Госсовета. После неоднократных напоминаний, обращений к председателю комиссии, через полгода, наконец, мы получили ответ, что Антимонопольным управлением РТ приняты меры по устранению нарушений рекламного законодательства (к слову, этими нарушениями управление занялось с подачи «Женщины», после соответствующих публикаций и рейда, в который мы пригласили сотрудницу управления и телевидение). И ни слова в депутатской отписке — об отношении к этой рекламе, ситуации с ней в городе, ни мысли о том, что же можно предпринять в суверенной, независимой республике хотя бы в этом маленьком вопросе. Общественные организации... А есть ли они у нас? Те из них, которых это особенно касается, и которые в первую очередь должны были обеспокоиться сложившейся ситуацией из-за роста наркомании, резкого увеличения курящих девочек и молодых женщин — республиканская организация «Женщины Татарстана» и Казанский городской женсовет, возглавляемые женщинами-депутатами, ни разу на наши публикации не откликнулись. И на законодательном уровне вопрос ими не поднимался. Посягнуть на «святая святых», выступить против «табачных королей» оказалось слабо для всех, с кем нам приходилось иметь дело. Почему? Вопрос, как говорится, интересный... Что ж, если судить по количеству табачной рекламы, которой сейчас «забит» город, можно сделать вывод: у наших властей сильная (наркотическая!) зависимость от «табачных королей». Единственный способ ее лечения — неравнодушие общества. Именно общественное мнение сломило мощное сопротивление сигаретного лобби в Европе, где принята директива по полному запрету в странах ЕС рекламы табачных продуктов. Вот выдержки из этой директивы: Совет европейских сообществ: Принимая во внимание, что такие законы должны принимать во внимание защиту общественного здоровья, в особенности молодежи; Принимая во внимание, что потребление табака представляет очень важный фактор смертности в странах ЕС; Принимая во внимание, что реклама играет основополагающую роль в пропаганде курения, особенно среди молодежи; Принимая во внимание имеющееся законодательство стран ЕС и учитывая его наиболее вероятное развитие, полная гармонизация может произойти только на основе полного запрета рекламы табака; Принимая во внимание, что табачная индустрия должна быть способна информировать потребителей о различных типах и сортах табачные продуктов в соответствии с законами рынка и правилами конкуренции; Принимая во внимание, что потребление табака чрезвычайно опасно для здоровья, такая информация при этом должна ограничиваться только заинтересованными сторонами, т.е. потребителями табачных продуктов; Принимая во внимание, что для этого реклама должна быть позволена только в местах продажи табака и в закрытых внутренних помещениях для обслуживания своих потребителей; Принимая во внимание, что сохранение возможности размещения рекламы в таких местах позволит ей выполнить свои главные функции, при этом будет возможно гарантировать защиту населения в целом и особенно молодежи; Принимая, во внимание, что все формы косвенной рекламы вызывают те же эффекты, что и прямая реклама, запрет должен быть распространен на такие формы косвенной рекламы, которые фактически не упоминают табачные продукты, но используют торговые марки, эмблемы, символы и иные элементы, ассоциирующиеся с табачными продуктами; Принимая во внимание, что лицам и организациям, которые имеют законные интересы в этой области, должна быть дана возможность предпринять действия против любой рекламы, которая не соответствует установленным странами ЕС правилам и законам... Принимает следующую директиву... Приняли во внимание и во имя здоровья населения полностью запретили рекламу табачных изделий. Газета «Женщина», Казань, май, 2000 (№9). |