Дело - табак!
Аргументы и факты в Украине №32, 2000 г.
На прошлой неделе в Киеве американские и украинские студенты провели совместную акцию против курения, рассчитанную на молодежь до 16 лет. Парадоксально то, что американцы с присущими этой нации миссионерскими порывами сражаются на нашей территории в том числе и со своими - американскими - табачными компаниями.
Антитабачные настроения в той же Америке в последние годы приобрели такой размах, что производители в панике бросились осваивать новые горизонты. На сегодняшний день украинской табачной индустрии практически не существует - более 90% этого рынка занято транснациональными компаниями. В последнее время их руководители бомбардируют письмами многострадального премьера Ющенко. Причина внезапного переполоха - перспектива участия Украины в Рамочной Конвенции по контролю над табаком, предложенной Всемирной Организацией Здравоохранения. Обеспокоенность мирового сообщества эпидемией курения и маркетинговой «агрессией» табачной индустрии достигла предела. Сотрудничество в рамках Конвенции предполагает контроль над глобальными «табачными» проблемами - налогами, контрабандой, рекламой, информацией о содержании в табаке токсичных веществ, лечением табачной зависимости и пр. Участие в Конвенции не предполагает для Украины никаких финансовых затрат, более того - Украина бесплатно получит от ВОЗ информационную и техническую поддержку, предусматривается материальная помощь для мероприятий по контролю над табачной промышленностью - вплоть до ссуд аграриям, которые переходят от выращивания табака к другим, более полезным, культурам.
Обеспокоенность представителей этого рынка вполне обоснована, но письма идут косяками не только от них, кровно заинтересованных в неприятии этой Конвенции, но и …от некоторых депутатов, совершенно бескорыстно ратующих за развитие и процветание американской табачной индустрии.
Что делать с бабушками?
Добрые бабули, продающие сигареты везде, где может в перспективе ступить нога человека, давно стали частью ландшафта. Но если ваша бабушка захочет подзаработать, купит на оптовом рынке несколько блоков сигарет и попытается их продать, могу гарантировать, что больше получаса она не простоит. Одни и те же бабушки работают годами потому, что у них есть «хозяин», которому они платят, а он в свою очередь платит рэкету и т.д. И бабули эти уже давно не бедные. По просьбе покупателя, каждая достанет любую марку сигарет с украинской акцизной маркой, российской или вообще без таковой. Количество этих пачек непонятного происхождения свидетельствуют только об одном - о процветании контрабанды, составляющей значительную часть табачного рынка Украины (по некоторым оценкам 20…%). Причем, мы далеко не исключение - об интернациональном размахе контрабанды говорит хотя бы то, что мировой экспорт сигарет в три раза (!) превышает импорт. В общем, бабушек давно пора «разъяснить».
Существует огромное количество материалов, подтверждающих, что контрабанду организовывают сами табачные компании. Например, сейчас английский парламент расследует дело причастности к контрабанде компании «Бритиш американ табак» (которая, кстати сказать, владеет фабрикой в городе Прилуки).
Рамочная конвенция предусматривает меры, призванные сделать «прозрачным» движение табака: произвел партию сигарет - отчитайся, кому продал!
Кто станет меньше есть?
Могучая кучка «табачников», естественно, лоббирует свои интересы в парламенте, подверженном стадному чувству, когда дело напрямую не касается самих депутатов. В 1996 году при попытках внести изменения в закон о рекламе и запретить (или хотя бы ограничить) рекламу табачных изделий, главным аргументом «против» служила кругленькая сумма в 400 млн. долларов - мол, именно столько потеряет украинский бюджет. В результате рекламы навалом, а обещанные миллионы, как водится, «рассосались».
Что же касается доходов - Всемирный банк сделал приблизительные расчеты прибылей и убытков от табака (на медобслуживание, пожары и т. д.). И когда полученные цифры сравнили, то вышло чистого убытка на 200 млрд. долларов в год! Если (приблизительно) предположить, что в Украине проживает 1 % населения планеты и 1% курящих, несложно подсчитать, что 2 млрд. каждый год она теряет…
Координационный совет по контролю над табаком, который включает представителей Минздрава, других министерств и нескольких общественных организаций, подготовил законопроект и передал его в Минздрав на доработку - за образец была взята директива Европейского Союза. Эта директива допускает рекламу табачной продукции только в профессиональных журналах и в закрытых специализированных магазинах. Запрещается наружная реклама, спонсорство табачных марок, реклама в печатных изданиях и на телевидении. Скоро обещают опять обсуждать закон о рекламе…
Кстати, конструктивно мыслящие американцы предложили сделать своеобразное «наглядное пособие» - подсчитать количество рекламы сигарет на квадратный километр и нанести данные на карту Киева. Результаты получаются очень красноречивыми.
Есть энтузиасты, предлагающие простой рецепт избавления от курения - повысить налоги до такой степени, чтобы цена на пачку сигарет стала нереальной для среднего курильщика, и они дружно бросят курить из экономических соображений. При кажущейся эффективности этого средства, может получиться, как в анекдоте про папу-алкоголика. Сообщая сыночку, что его выгнали с работы, и денег не предвидится, сын радостно спрашивает: «Папа, ты теперь будешь меньше пить?!», - «Нет, сынок, теперь ты будешь меньше есть…»
Что касается налогов - повышать их нужно, но постепенно. Сейчас акцизный налог составляет 10 гривен на тысячу сигарет, или 20 копеек на пачку, и в общей сложности (с НДС и другими налогами) государству отходит чуть более 30% стоимости (в странах Европейского Союза законодательно установлен налоговый минимум - 70 % средней розничной стоимости пачки сигарет и, например, в Дании он достигает 84%).
Черт из табакерки
Предположим, Вы купили банку ацетона. А на ней изящная надпись: «Минздрав предупреждает: ацетон вреден для здоровья». И ВСЕ! Уверена, что такой лаконизм со стороны Минздрава вызвал бы у вас справедливое возмущение, хотя не пить ацетон ума хватит и так. А сигареты вы курите, довольствуясь той же формулировкой. Этим, по сути, абстрактным предупреждением, еще в шестидесятых отделались табачные компании под давлением общественности. Отделались легко, чего не скажешь о миллионах курильщиков.
Только на Украине от курения умирает 120 тысяч людей ежегодно (в мире - около 4 мнл.)! Курят на Украине 37% населения, большинство - люди трудоспособного возраста, которые преждевременно уходят из жизни по причине болезней легких, сердца и сосудов. Смертность мужчин среднего возраста в 4 раза превышает женскую. Вы можете возразить - женщины сейчас курят очень активно. Но дело в том, что пик смертности проявляется через 20 лет после пика курения. Нынешний уровень смертности отражает количество курильщиков 20 лет назад. А плоды усилий наших современниц мы пожнем в 2020 году. Для мужчин, кроме прочего, курение чревато импотенцией. В Таиланде это написано на каждой пачке, что дает лишний повод поразмыслить, затянувшись очередной сигаретой… (и, между прочим, привело к повышению активности женщин в отношении курения своих мужей).
Последнее веяние и результат «заботы» производителей о нашем здоровье - суперлегкие сигареты с низким содержанием смолы и никотина. Но это «почти безвредное» курение - очередной миф. Как известно, вкус сигарете придает смола. Чтобы усилить вкус такой сигареты, при производстве добавляются вещества, о которых на пачке ничего не обозначено, и действие на организм человека неизвестно. К тому же люди с никотиновой зависимостью компенсируют его дозу количеством сигарет - и в результате опять выигрывают табачные компании…
Оксана ШЕВЧЕНКО
За предоставление необходимой информации редакция благодарит Члена Координационного Совета по контролю над табаком Красовского Константина.