Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Табачное Спонсорство Футбола - Позиция ФИФАМеждународная Федерация Футбольных Ассоциаций (ФИФА) является всемирным руководящим органом наиболее популярного в мире спорта - футбола. Расположенная в Цюрихе, Швейцария, ФИФА была основана в 1904 году и сейчас объединяет 204 национальных ассоциации. Опросы показывают, что более 200 миллионов людей обоих полов и всех возрастов регулярно играют в футбол. Согласно оценкам, около одной пятой части населения мира имеет прямое или косвенное отношение к этому виду спорта. Быстрый рост показа футбола по телевидению, начавшийся в 1950-х годах, породил новый подход к коммерческому спонсорству спорта. Агентства, действующие как посредники между корпорациями и спортивными федерациями, создавали модули спонсорства, которые особенно эксплуатировали потенциал показа марки на рекламных щитах, расположенных по краям футбольного поля. Футбол стал чрезвычайно успешным спортом во многих странах, но большинство из них все еще нуждается в финансировании регулярной спортивной деятельности. Популярное мнение о том, что спорт купается в деньгах, является в значительной степени ошибочным, потому что на каждую богатую национальную ассоциацию приходится несколько бедных. На чемпионате мира ФИФА 1982 года в Испании табачная фирма Р.Дж.Рейнольдс (Р.Дж.Р) была среди шести официальных спонсоров чемпионата, рекламируя свою марку Винстон. Согласно договору с Р.Дж.Р, эта фирма получала такое же право на спонсорство следующего Чемпионата Мира. Местом проведения этого чемпионата вначале была определена Колумбия, но решение ФИФА увеличить число участников с 16 до 24 превысило организационные возможности Колумбии, и она была вынуждена отказаться от проведения чемпионата. Было решено провести его в Мексике. В отличие от Колумбии, законы Мексики того времени запрещали табачную рекламу. Однако тогдашний президент ФИФА убедил Мексику принять условия соглашения с Р.Дж.Р. и разрешить установку щитов с рекламой марки Кэмел по периметру стадиона. В тот период Р.Дж.Р. также могла рекламировать свои марки на других соревнованиях ФИФА, а также УЕФА (Европейского Футбольного Союза), так как и ФИФА, и УЕФА пользовались услугами одного и того же рекламного агентства, ИСЛ Маркетинг. Р.Дж.Р. использовало свое право на рекламу везде, где позволяло национальное законодательство. После Чемпионата Мира 1986 года в Мексике, Р.Дж.Р. прервала договор с ИСЛ о рекламе на мероприятиях ФИФА и УЕФА. Это было сделано по инициативе ИСЛ, так как ФИФА выразила желание более не заниматься рекламой табака на всех своих мероприятиях. С тех пор уже в течение 14 лет, ни одно табачное изделие никоим образом не рекламировалось в связи с мероприятиями ФИФА. Самые последние соглашения с ИСЛ Маркетинг на период, охватывающий Чемпионаты Мира ФИФА 2002 года в Корее/Японии и 2006 года в Германии, а также все иные соревнования ФИФА в этот период времени категорически исключают право привлекать связанного с табаком спонсора. Это условие было с готовностью поддержано всеми заинтересованными сторонами. УЕФА предприняла аналогичный шаг в отношении всех своих соревнований. ФИФА твердо намерена продолжать демонстрировать, что она, как централизованный футбольный орган мира, отвергает утверждения о любом типе связей между спортом и табачными изделиями (а также другими элементами социально неприемлемого образа жизни). ФИФА твердо поддерживает, насколько это возможно, инициативы по противостоянию курению, особенно среди молодежи. В качестве примера, она официально обратилась к тренерам команд участниц последнего Чемпионата Мира (которые, как известно, курят, пытаясь снять стресс в ходе матча) воздержаться от курения на публике возле кромки поля во время игры. Таким образом, интересам ФИФА (которая поддерживает активные взаимоотношения с агентствами ООН, такими как Всемирная Организация Здравоохранения) вполне отвечает поддержка инициативы ВОЗ по созданию Рамочной Конвенции о Контроле над Табаком. Кейт Купер, Цюрих, 30.08.2000 |