Упражнения и инструкции к ним
Мой знакомый курильщик
Компоненты оценки курильщика
Курительный анамнез
Оценка стадии готовности к изменениям, курительного анамнеза и уровня зависимости от никотина
Упражнение на оценку выгод и беспокойств, мотивации, поддержки и препятствий
Совет курильщику по прекращению курения
Консультация курильщика, готового к изменениям курительного поведения
Социальная поддержка внутри процесса лечения
Контакты с пациентом, прекратившим курение
Интервью с курильщиком, не готовым к изменениям курительного поведения
Упражнение выполняется в двойках.
1. Каждый рассказывает другому о своем знакомом курильщике в течение 5 мин. Слушатель помогает рассказу вопросами. Круг обсуждаемых тем: какой он человек, как он относится к курению, что он думает о прекращении курения, мои попытки повлиять на его курение, реакции курильщика, результаты, мое отношение к курильщику.
2. Затем 5 минут на выявление общих характеристик,
3. 10 минут - обсуждение в кругу.
· стадии изменений;
· курительный анамнез;
· тяжесть никотиновой зависимости;
· преимущества и беспокойства, связанные с курением;
· баланс решения;
· тип мотивации;
· поддержки и барьеры.
1. Анамнез прошлого состояния здоровья и факторов риска возникновения проблем со здоровьем
2. Семейный анамнез
3. Использование медикаментов
4. История начала курения
5. Нынешний уровень потребления сигарет
6. Стереотип потребления: частота, поводы для курения
7. Продолжительность курения
8. Уровень зависимости
9. Предыдущие попытки отказа от курения
Вопросы для обмена мнениями:
o Вопросы к интервьюеру
i. Какая стадия готовности диагностирована
ii. Какие выявлены особенности курительного анамнеза
iii. Какова степень никотиновой зависимости
o Вопросы к наблюдателю
i. Какие удачные вопросы были использованы
ii. Какие неудачные вопросы были зафиксированы
o Вопросы к «пациенту»
i. Как Вы себя чувствовали в роли «пациента»
ii. Что способствовало комфортному состоянию
iii. Что вызывало дискомфорт
Вопросы для обмена мнениями - 15 минут
o Вопросы к интервьюеру
i. Каким оказался баланс принятия решения?
ii. Какой обнаружен тип мотивации?
iii. На какую поддержку рассчитывает пациент, каковы обнаруженные препятствия?
iv. Произошло ли какое-либо изменение стадии готовности к изменениям в ходе интервью?
o Вопросы к наблюдателю
i. Какие удачные вопросы были использованы
ii. Какие неудачные вопросы были зафиксированы
o Вопросы к «пациенту»
i. Как Вы себя чувствовали в роли «пациента»
ii. Что способствовало комфортному состоянию
iii. Что вызывало дискомфорт
Упражнение в тройках
o Вопросы к интервьюеру
i. Как Вы себя чувствовали во время работы с данным пациентом?
ii. Что затрудняло Вашу работу?
iii. Что облегчало ее?
iv. Произошло ли какое-либо изменение стадии готовности к изменениям в ходе интервью?
o Вопросы к наблюдателю
i. Был ли совет понятным. Какими средствами это достигалось?
ii. Был ли совет настойчивым. Что для этого делал интервьюер?
iii. Какие средства персонализации совета были использованы?
iv. Какие удачные ходы были использованы
v. Какие неудачные ходы были зафиксированы
o Вопросы к «пациенту»
i. Как Вы себя чувствовали в роли «пациента»
ii. Что способствовало комфортному состоянию
iii. Что вызывало дискомфорт
Упражнение в тройках
o Вопросы к интервьюеру
i. Как Вы себя чувствовали во время работы с данным пациентом?
ii. Что затрудняло Вашу работу?
iii. Что облегчало ее?
iv. Произошло ли какое-либо изменение стадии готовности к изменениям в ходе интервью?
o Вопросы к наблюдателю
i. Все ли этапы были проделаны? Если интервьюер решил пропустить некоторые этапы, чем, на Ваш взгляд, это было продиктовано?
ii. Какому этапу было уделено больше времени? Чем это было вызвано?
iii. Какой помощи ждал пациент, и какая помощь была оказана?
iv. Какие удачные ходы были использованы
v. Какие неудачные ходы были зафиксированы
o Вопросы к «пациенту»
i. Как Вы себя чувствовали в роли «пациента»
ii. Что способствовало комфортному состоянию
iii. Что вызывало дискомфорт
Этапы консультации
1. Спросить пациента, курит ли он табак.
2. Посоветовать прекратить курение.
3. Оценить желание пациента предпринять попытку прекращения курения.
4. Оказать помощь в осуществлении попытки отказа от курения.
5. Наметить последующие встречи для предупреждения срыва.
План отказа от курения:
· Определить день прекращения курения
· Сообщить членам семьи, друзьям и коллегам о намерении прекратить курение и попросить о понимании и поддержке.
· Предусмотреть трудности, которые могут возникнуть в ходе планируемой попытки.
· Устранить табачные изделия из окружающей пациента среды.
Консультация по практическим вопросам - тренинг навыков решения проблем.
· Воздержание. «Ни одной затяжки после дня прекращения курения».
· Прошлый опыт прекращения курения. Необходимо установить, что помогало и что мешало в предыдущих попытках прекращения курения.
· Предвидение сложностей и пусковых моментов.
· Алкоголь. Поскольку употребление алкоголя может вызвать срыв, пациенту нужно принять решение относительно сокращения или исключения приема алкоголя на время осуществления попытки отказа от курения.
· Наличие в доме других курильщиков.
o Вопросы к интервьюеру
i. Какие меры оказания поддержки пациенту (из перечисленных ниже или иных) оказались наиболее уместными?
ii. Какие меры Вы попытались применить, но столкнулись с затруднениями?
iii. Как Вы себя чувствовали во время работы с данным пациентом?
iv. Что затрудняло Вашу работу?
v. Что облегчало ее?
vi. Произошло ли какое-либо изменение стадии готовности к изменениям в ходе интервью?
o Вопросы к наблюдателю
i. Какой помощи ждал пациент, и какая помощь была оказана?
ii. Как в ходе разговора менялось состояние пациента?
iii. Как менялось состояние интервьюера?
iv. Какие удачные ходы были использованы?
v. Какие неудачные ходы были зафиксированы?
o Вопросы к «пациенту»
i. Как Вы себя чувствовали в роли «пациента»
ii. Что способствовало комфортному состоянию
iii. Что вызывало дискомфорт
Методы оказания социальной поддержки
· Поощряйте пациента в его попытке прекратить курение:
o Отмечайте, что теперь имеются эффективные методы лечения табачной зависимости.
o Отмечайте, что половина из тех людей, которые когда-то курили, уже бросили.
o Сообщайте пациенту, что Вы верите в его успех в прекращении курения.
· Сообщайте о том, что Вы беспокоитесь и заботитесь о пациенте.
o Спрашивайте, что пациент чувствует по поводу отказа от курения.
o Прямо выражайте озабоченность и желание помочь.
o Будьте открыты к тому, что пациент будет выражать свои страхи перед прекращением курения, будет говорить о возникших трудностях и амбивалентных (двойственных) чувствах.
· Поощряйте пациента к тому, чтобы он говорил о процессе отказа от курения.
o Спрашивайте его о причинах, по которым он хочет отказаться от курения.
o Спрашивайте о беспокойствах и переживаниях, связанных с отказом от курения.
o Спрашивайте об успехе, которого пациент достиг.
o Спрашивайте о трудностях, возникших в процессе отказа от курения.
· Тренируйте пациента в навыках обращения за поддержкой.
o Покажите видеозаписи, которые моделируют навыки поддержки.
o Практикуйтесь в том, как попросить поддержки со стороны членов семьи, друзей и коллег.
o Помогите пациенту создать свободное от табачного дыма жилище.
· Способствуйте поиску поддержки.
o Помогите пациенту найти людей, способных оказать ему поддержку.
o Позвоните пациенту, напомните, чтобы он обратился за поддержкой.
o Информируйте пациентов о существующих в населенном пункте телефонах доверия и линиях помощи.
· Организуйте внешнюю поддержку:
o Пошлите письма тем, кто может оказать поддержку.
o Позвоните людям, поддерживающим пациента.
o Пригласите их на встречи для прекращающих курение.
o Предложите пациентам оказывать поддержку друг другу.
· Рекомендуйте применение медикаментов с доказанной эффективностью, за исключением особых случаев. Объясните пациенту, каким образом эти медикаменты повышают успешность прекращения курения и сокращают проявления болезни отмены.
· Предложите пациенту вспомогательные материалы. Эти материалы должны быть подходящими с точки зрения возрастных, образовательных и культуральных особенностей пациента.
o Вопросы к интервьюеру
i. Как Вы можете резюмировать состояние данного пациента и стадию Вашей работы с ним?
ii. Как Вы себя чувствовали во время работы с данным пациентом?
iii. Что затрудняло Вашу работу?
iv. Что облегчало ее?
o Вопросы к наблюдателю
i. Все ли этапы были проделаны? Если интервьюер решил пропустить некоторые этапы, чем, на Ваш взгляд, это было продиктовано?
ii. Какому этапу было уделено больше времени? Чем это было вызвано?
iii. Какой помощи ждал пациент, и какая помощь была оказана?
iv. Какие удачные ходы были использованы?
v. Какие неудачные ходы были зафиксированы?
vi. Как в ходе интервью менялось состояние пациента и интервьюера?
o Вопросы к «пациенту»
i. Как Вы себя чувствовали в роли «пациента»
ii. Что способствовало комфортному состоянию
iii. Что вызывало дискомфорт
В процессе этих контактов происходит следующее.
· Вы поздравляете пациента с успехом.
· Если произошло возобновление курения, то обсудите обстоятельства этого случая и отчетливо объясните необходимость полного воздержания. Напомните пациенту, что срыв следует использовать как обучающий опыт.
· Идентифицируйте уже возникшие проблемы и заранее обсудите сложности, которые могут возникнуть в ближайшем будущем.
· Оцените использование медикаментов и связанные с этим проблемы.
· Рассмотрите необходимость направления пациента на более интенсивное лечение.
o Вопросы к интервьюеру
i. Как Вы себя чувствовали во время работы с данным пациентом?
ii. Что затрудняло Вашу работу?
iii. Что облегчало ее?
iv. Какие методы работы Вам удалось использовать?
v. Какие методы Вы пытались использовать, но не достигли успеха?
vi. Произошло ли какое-либо изменение стадии готовности к изменениям в ходе интервью?
o Вопросы к наблюдателю
i. Использовал ли интервьюер подход, нацеленный на предупреждение, или же, подход, ориентированный на проблему? Чем это было продиктовано?
ii. Были ли использованы предварительные высказывания? Как они звучали, на что были направлены?
iii. Были ли использованы прямые вопросы, какие именно?
iv. Были ли использованы наводящие вопросы, какие именно?
v. Какой помощи ждал пациент, и какая помощь была оказана?
vi. Какие удачные ходы были использованы
vii. Какие неудачные ходы были зафиксированы
o Вопросы к «пациенту»
i. Как Вы себя чувствовали в роли «пациента»
ii. Что способствовало комфортному состоянию
iii. Что вызывало дискомфорт