| |
Аргументы табачной индустрии и контраргументы активистов общественного здравоохранения.
(Материалы, наработанные в ходе семинара в Киеве, апрель 2003)
Экономика
Табачная индустрия утверждает |
Сторонники общественного здоровья опровергают, предлагают |
Мы платим огромные налоги в государственный бюджет |
Табачная индустрия сама по себе платит только налог на свою прибыль. Акцизы и НДС, которые и составляют львиную долю бюджетных поступлений, платит курильщик. А потом он же сам платит за свое лечение. |
Табачная индустрия обеспечивает значительную часть поступлений в бюджет, поэтому бороться с курением и повышать налоги означает резать курицу, которая несет золотые яйца. |
В Украине 3% бюджета наполняется за счет табака. Благодаря высоким акцизам в Польше, например, эта сумма составляет 7% госбюджета. Специальные отчисления части табачных акцизов на программы контроля над табаком позволяют осуществлять эффективную профилактику, оказывать помощь бросающим курить. |
Мы инвестируем в экономику Украины |
В течение 1996-2000 годов Украина потратила на импорт табачных изделий и табачного сырья на 525 млн. долларов больше, чем заработала на их экспорте. Это означает, что украинские курильщики инвестировали более полу-миллиарда долларов в экономику других стран. |
Реклама
Табачная индустрия утверждает |
Сторонники общественного здоровья опровергают, предлагают |
Табачная и алкогольная реклама должна регулироваться в Законе про рекламу |
Это не простая реклама, она продвигает продукт, который убивает. Кроме того, следует регламентировать не только прямую, но и скрытую рекламу, спонсорство. Лучше это делать в законе о контроле над табаком, в комплексе с другими мерами. |
Легальный продукт может легально рекламироваться |
Это продукт, который убивает половину своих регулярных потребителей. Оружие, ядохимикаты также легально продаются, но нигде не увидишь рекламы цианистого калия: «Надоела теща? Есть выход!» |
При запрете рекламы потеряет бюджет, будут сокращены рабочие места |
Если приведенные гипотетические потери пересчитать на население страны, то в среднем на одного жителя приходятся копейки. Рекламные компании способны найти других, не смертоносных рекламодателей. |
Состав и маркировка табачных изделий
Табачная индустрия утверждает |
Сторонники общественного здоровья опровергают, предлагают |
Мы придерживаемся жестких стандартов качества и согласны с введением низких показателей уровня смол и никотина |
Нынешние методы измерения показателей смол и никотина на «курительной машине» являются сугубо технологическими и ничего не говорят о влиянии табачных изделий на здоровье, поэтому ужесточение этих показателей выгодно только крупным корпорациям, которые научились делать любые нужные им показатели на курительной машине. |
Мы информируем потребителя о качестве, указывая на каждой пачке уровни смол и никотина |
Указание на пачках лишь смол и никотина обманывает потребителя (якобы одни табачные изделия безопаснее других). Важно указывать на пачках содержание вредных и канцерогенных веществ (например, формальдегид, синильная кислота и др.), а также добавок, например, усиливающих зависимость (таких, как аммиак). |
Достаточно предупреждения, занимающего 5% площади пачки с привычной надписью «Минздрав предупреждает» |
Предупреждения на пачках - главный механизм информирования потребителей об опасности.
Канада ввела цветные предупреждения на 50% площади обеих больших сторон пачки. 16 видов различных предупреждений, где есть цветная фотография, тексты о различных недугах, вызываемых курением, вкладыш с рекомендациями по прекращению курения.
В Бразилии предупреждение с иллюстрацией занимает 100% одной большей стороны пачки.
Рамочная конвенция предлагает использовать под предупреждения 30% площади двух больших сторон пачки, разные тексты, которые должны периодически меняться. |
Молодежные программы
Табачная индустрия утверждает |
Сторонники общественного здоровья опровергают, предлагают |
Цель программы - призывать подростков не курить до 18 лет |
Эффективнее для предотвращения подросткового курения устранять реальные его причины - запретить табачную рекламу и спонсорство. Дети курят потому, что курят взрослые. |
В молодежных программах проводятся спортивные соревнования, открываются компьютерные клубы, организуются концерты против детского курения |
Спонсируемые мероприятия, техника инвентарь всегда носят логотип табачной компании. На концертах и спортивных мероприятиях всегда продается или даже раздается спиртное, что влечет за собой курение. В глазах детей компания хочет выглядеть привлекательной. Такие программы служат исключительно рекламным целям компании, как в глазах учителей, родителей, так и в глазах детей - будущих покупателей. |
Индустрия проводит конкурсы профилактических программ среди НГО, помогает чиновникам средствами, техникой |
Такие тендеры имеют целью подкупить общественные организации и чиновников от образования и здравоохранения, которые могли бы противостоять индустрии. Обычно табачная индустрия, если она поддерживает профилактические программы, производит цензуру учебных курсов, методических материалов. ВОЗ настоятельно рекомендует ни в каком виде не сотрудничать с табачной индустрией. |
Мы поддерживаем программы против молодежного курения в ущерб собственным прибылям |
Если табачная индустрия поддерживает что-то:- это сулит ей прибыль- эта профилактическая программа или мера по контролю над табаком абсолютно неэффективна |
Акцентирует внимание в школьных программах на вопросах начала курения |
Следует делать акцент на прекращении курения. Даже среди подростков есть зависимые, которые не могут прекратить курить самостоятельно. |
Школьные программы строятся на послании: твой личный выбор - курить или не курить. Сделай этот выбор, когда вырастешь. |
Такое послание подталкивает детей к выбору в пользу курения. В отношении вызывающих зависимость веществ концепция индивидуального выбора неприемлема. Эффективные стратегии школьных программ - это:- демонизация табачной индустрии- разоблачение табачной рекламы- защита от вынужденного курения |
Курение на рабочих и в общественных местах
Табачная индустрия утверждает |
Сторонники общественного здоровья опровергают, предлагают |
Во всех зданиях администрация ОБЯЗАНА оборудовать места для курения |
Во всех зданиях администрация МОЖЕТ оборудовать места для курения при следующих условиях: А) эти здания не являются детскими, медицинскими, учебными заведениями;Б) в эти места нет необходимости входить некурящим (то есть нельзя выделять такие места в туалетах);В) эти места имеют автономную систему вентиляции. |
Курящие и некурящие должны уважать выбор друг друга (кампания «вежливость выбора») и поэтому везде нужно выделять зоны для курящих и для некурящих |
Вред табачного дыма для здоровья не зависит от вежливости выпускающего его человека. Это все равно, что в бассейне выделять, где можно и где нельзя писать в воду. |
Предлагается не запрещать курения на рабочих местах, а оборудовать помещения более сильной системой вентиляции и кондиционирования или ввести ограничения курения по времени. |
Система вентиляции обычно заставляет воздух, содержащий табачный дым, двигаться по всем помещениям, но не удаляет его. Токсичные вещества из табачного дыма оседают на поверхностях, а потом постепенно испаряются в воздух. |
Вопросы курения на рабочих местах должны самостоятельно регулироваться каждой организацией в зависимости от того, насколько это выгодно для бизнеса |
. Все служащие имеют право на здоровые условия работы, независимо от сознательности или милости работодателя. Эти вопросы должны регулироваться национальным законодательством. |
|