Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Изменить окружающую обстановку, чтобы помочь детям вырасти свободными от табака

Необходимы всесторонние политические меры и программы

Дети не просто «делают выбор» в пользу курения. На них сильно влияет окружающая обстановка, на которую в свою очередь сильно влияет государственная политика. Дети с гораздо большей вероятностью закурят, если они окружены привлекательными рекламными объявлениями, если их любимый вид спорта спонсируется табачной компанией; если их кино идолы курят в фильмах; если они видят курящих людей повсюду вокруг них, если табачные продукты дешевы и легко доступны для них.

Просветительные программы служат своей цели, особенно в странах, где вред потребления табака не является широко известным. Тем не менее, без здравых политических мер, миллиарды долларов, которые тратят табачные компании, пропагандируя свои изделия и создавая «про-табачную» обстановку для детей, может перевесить информацию о здоровье, которую дети получают от родителей и в школах. Сильные политические меры помогают уравнять поле для игры, и дать детям реальный шанс вырасти свободными от табака. 

Какие ориентированные на молодежь политические меры работают?

Политические эксперты согласны в том, что описанная ниже комбинация политических мер должна существенно сократить потребление табака среди молодежи, при условии, что они проводятся в течение длительного времени, строго соблюдаются и адекватно финансируются. Для того чтобы был достигнут реальный прогресс, также важно, чтобы все из рекомендуемых политических мер выполнялись. Хотя преимущества будут достигнуты и при выполнении даже одной из этих мер, всесторонний подход работает лучше всего. Табачные компании, которым закроют один из подходов рекламы или продажи табачных изделий детям, удвоят свои усилия, используя любые методы, которые не запрещены. 

Все из этих политических мер включены в Программу ВОЗ по успешному контролю над табаком из 10 пунктов. В следующих пунктах, ведущих свое начало из резолюций Всемирной Ассамблеи Здоровья, совместно с рекомендациями других международных и межправительственных органов, перечислены некоторые ключевые элементы, которые должны быть включены во всесторонние национальные программы контроля над табаком. 

 

Программа ВОЗ по успешному контролю над табаком из 10 пунктов 

1. Защита детей от того, чтобы стать зависимыми от табака.

2. Использование препятствующих потреблению табака мер налоговой политики, таких как налоги на табак, которые растут быстрее, чем цены и доходы

.3. Использование части средств, полученных от увеличения налогов на табак для финансирования других мер контроля над табаком и укрепления здоровья

.4. Укрепление здоровья, санитарное просвещение и программы прекращения курения. Медицинские работники и учреждения подают пример того, как быть свободными от табака.

5. Защита от невольной подверженности действию окружающего табачного дыма (ОТД).

6. Устранение социально-экономических, поведенческих и иных стимулов, которые поддерживают и пропагандируют потребление табака.

7. Устранение прямых и непрямых рекламы, пропаганды и спонсорства табака.

8. Контроль табачных изделий, включая заметные медицинские предупреждения на табачных изделиях и на любых остающихся еще рекламных объявлениях; пределы содержания токсичных компонентов в табачных продуктах и табачном дыму с обязательным сообщением о них.

9. Поощрение экономических альтернатив выращиванию и производству табака.

10. Эффективное управление, контроль и оценка связанных с табаком действий.

Повышение налогов на табак 

Исследования постоянно показывают, что дети более чувствительны к росту цен, чем взрослые. В США, например, молодежь с втрое большей вероятностью, чем взрослые бросает курить или не начинает курить в ответ на увеличение цен на табак. Рост цен ставит более высокий барьер между молодежью и легким доступом. Таким образом, увеличение табачных налогов является хорошей политикой здоровья и хорошей политикой финансов. Дешевые сигареты не являются социальным благом, потому что поощряют рост курения, обуславливают более высокие затраты на здравоохранение и больше смертей и болезней. Еще одним способом сделать дешевые сигареты менее доступными молодым людям может быть законодательное запрещение продажи сигарет поштучно, а также в виде сигаретных пачек половинного размера, известных в некоторых странах как «детские пачки». Во многих странах правительства получают существенные налоговые доходы от незаконной продажи табачных изделий несовершеннолетним, но часто выделяют лишь малую их часть на профилактические программы для молодежи. Было бы чрезвычайно целесообразно, чтобы часть средств, собранных от табачных налогов, использовалась бы для финансирования программ по защите детей и снижению потребления табака. Этот финансовый подход использовался в Австралии, США, Канаде и других странах и показал себя эффективным и политически популярным.

Многосекторальное сотрудничество

Джакартская Декларация о проведении рекламно-пропагандистской деятельности в 21 столетии (Джакарта, июль 1997 года) считает, что международная торговля табаком оказывает негативное воздействие на общественное здоровье, и, следовательно, на здоровье детей. Она призывает к созданию новых партнерских связей для здоровья между правительственными и неправительственными организациями, между государственным и частным секторами на всех уровнях управления в обществе и формированию глобального альянса укрепления здоровья. Такие согласованные межсекторальные и межнациональные усилия крайне необходимы для противостояния действиям транснациональных табачных компаний.

Ограничения маркетинга

Реклама воздействует на представления молодых людей о распространенности, образах и функциях курения. Исследования показали, что в некоторых странах влияние рекламы табака вдвое сильнее, чем давление сверстников в поощрении детей к курению. Дети часто с большей вероятностью покупают наиболее рекламируемые марки сигарет. Так как реклама табака неизбежно вводит в заблуждение, политические меры должны запретить все виды рекламы и пропаганды табака, включая бесплатные образцы и другие раздачи, продажу нетабачных изделий, на которых изображена название табачной марки, рекламу в точках продажи и спонсорство табачными компаниями спортивных и культурных мероприятий. Те страны, которые одобрили запреты на рекламу табака в рамках всесторонних программ контроля над табаком, испытали существенное снижение потребления табака.

Запрет продажи несовершеннолетним

Во многих странах табачные изделия привычно продаются детям, тогда как продажа других вызывающих зависимость и смертельных веществ детям не допускается. Для продажи табака должен быть установлен минимальный возраст в 18 лет или старше. Все продавцы табака должны получить лицензию и действие их лицензии должно зависеть от выполнения законов. Нужно ввести постепенную шкалу гражданских наказаний, начинающихся от предупреждения об отмене лицензии. Контроль выполнения законов имеет критическое значение! Если выполнение законов не контролируется, их не будут соблюдать. Средства на контроль выполнения законов могут поступать от лицензионных взносов и штрафов и, таким образом, эти меры могут быть самоокупаемыми. Чтобы исключить возможности неконтролируемой продажи табачных изделий, продажа через торговые автоматы должна быть запрещена.

Контррекламные и просветительные программы

Многие правительства учредили успешные программы по использованию средства массовой информации для передачи действенных сообщений, подготовленных для противостояния пропагандируемому табачными компаниями образу о том, что потребление табака является сексуальным, обаятельным и нормальным. Равное значение имеют школьные и местные программы обучения детей вопросам опасностей потребления табака и обучения их необходимым им навыкам сопротивления табачным маркетинговым действиям и давлению сверстников. Исследования показывают, что координированные программы в средствах массовой информации и просветительные программы дают намного лучшие результаты, чем каждый из этих подходов сам по себе.

Защита от окружающего табачного дыма

Важно, чтобы курение было законодательно запрещено в общественных местах, в особенности там, где могут присутствовать дети. Во-первых, недвусмысленно установлено, что окружающий табачный дым вреден для всех людей, и особенно для детей. Во-вторых, если общественные места становятся свободными от табачного дыма, тогда молодые люди будут иметь намного меньше мест, чтобы закурить и это может иметь долговременные последствия в снижении курения. И, наконец, дети, которые взрослеют, видя, что курение разрешено повсюду вокруг них, придут к ложному выводу о том, что курение вряд ли очень вредно и что курить вполне социально приемлемо. И не случайно табачные компании очень серьезно работают над тем, чтобы сделать курение выглядящим социально приемлемым. Выпущенное в 1988 году заявление одной из табачных компаний в Канаде включало в себя следующее намерение: «поддержка продолжающейся социальной приемлемости курения путем индустриальных и/или корпоративных действий».

Как продвигать политические меры контроля над табаком

Хотя проблема табака - это намного больше, чем молодежная проблема, подчеркивание вреда молодым людям может быть полезным при получении поддержки для контроля над табаком среди политиков и широкой общественности. Даже курильщики вполне вероятно поддержат законодательство о контроле над табаком, если они полагают, что это поможет предотвратить то, что дети начнут курить. Логическое обоснование того, что дети могут быть не в состоянии предпринять информированные и разумные решения о том, становиться потребителями табака или нет, также может помочь продвигать инициативы, которые помогут защитить детей от давления потреблять табак.

Политические меры по защите детей от табака могут быть предприняты во многих формах и на многих различных уровнях, например, местном, провинциальном, национальном и международном). Политические меры могут с большей легкостью проходить в виде постановлений в одних местах и как законодательные акты в других. При этом неправительственные организации играют решающую роль в содействии продвижению профилактических антитабачных законов. 

Успешные кампании обычно проходят три стадии:

Предварительные исследования и планирование

Важно собрать столько информации по данной проблеме, сколько возможно в начале, определить выполнимые цели и стратегии, а также определить, кто является вероятными союзниками и оппонентами, что думает общественность, можно ли сформировать сильную коалицию и как можно финансировать кампанию. Исследования и планирование будут необходимы все время, но они никогда не будут более важны, чем в начале.

Разворачивание кампании

Если предварительные исследования и планирование дадут основания полагать, что полномасштабная кампания является оправданной, следующим шагом является вопрос о том, как поместить проблему в фокус внимания средств массовой информации и политиков и поставить ее в политическую повестку дня. Чтобы поддерживать общественное внимание к проблеме можно спланировать такие мероприятия, как выход поддерживающего новые политические меры исследования, пресс-конференция, представление законодательного акта, выражение поддержки со стороны ведущих политиков и т.д. Позитивное освещение в средствах массовой информации часто является ключом к успеху. 

Лоббирование для прохождения предложений

Если предложение является хорошим, оппозиция со стороны табачной индустрии будет свирепой и кампания будет вестись в тяжелой борьбе. Тут будет множество заданий; ловкие тактические меры оппозиции нужно будет предвидеть и отразить. Успешная кампания должна быть неустанной, стратегической и напористой. Помощь со стороны опытных лоббистов, которые знают вовлеченных политиков, может быть чрезвычайно полезной. Международная поддержка таких мер также оказывается весьма полезной.

Будет важно расширять базу поддержки предложения на каждой стадии и сохранять позитивный благоразумный подход. Политики и средства массовой информации, скорее всего, будут избегать организаций и людей, которые читаются слишком экстремистскими.

Конечно, многие кампании не достигнут успеха поначалу, и поэтому бороться за решение проблемы следует снова и снова до тех пор, пока предложение не пройдет. Даже после того, как предложение становится законом, работа все еще не сделана. Достигнутые успехи должны быть защищены от дальнейших атак. Например, будет ли выполнение закона строго контролироваться? Выделены ли адекватные фонды? После каждой победы или поражения важно поблагодарить союзников, поучиться на успехах и неудачах и перегруппироваться для следующей кампании.

К содержанию