Вторичный дым и табачная индустрия
Вторичный дым является одной из наиболее критических проблем, стоящих сегодня перед табачными компаниями. Повышение знаний общественности относительно воздействия вторичного дыма на здоровье угрожает будущим прибылям табачных компаний и налагает на них ответственность за ущерб, нанесенный табачными изделиями, не только курильщикам, но также и людям, подвергнутым действию вторичного дыма.
Табачные компании осознали проблему вторичного дыма еще в 1970-х годах, задолго до того, как эта проблема стала обсуждаться общественностью в большинстве стран. «То, то курильщик совершает в отношении самого себя, возможно, его собственное дело, но то, что курильщик совершает в отношении некурящего - совсем другой вопрос,» - отметила в 1978 году Организация Roper в конфиденциальном исследовании отношения общественности, выполненного для Института Табака США, - « ... мы рассматриваем это как наиболее опасное развитие событий для жизнеспособности табачной индустрии, из тех, что до сих пор происходили..., стратегическое и долговременное противоядие для проблем пассивного курения, по нашему мнению, заключается в том, чтобы развивались и придавались широкой гласности ясные, заслуживающие доверия медицинские исследования о том, что пассивное курение не вредно для здоровья некурящих.»
Действия по защите людей от опасностей вторичного дыма воздействуют на итоговые прибыли табачных компаний как прямо, так и косвенно. Ограничение курения, особенно на рабочем месте, уменьшает потребление табака и помогает некоторым курильщикам полностью бросить курить. Широкое распространение знаний о вреде вторичного дыма для здоровья также помогает убеждать общественность в необходимости эффективной политики контроля над табаком. Предложение 1993 года со стороны новой группы «за права курильщиков» в США суммирует это следующим образом: «Финансовое воздействие запрета курения будет огромно. Снижение потребления сигарет на три-пять штук в день уменьшит ежегодную прибыль производителей более чем на миллиард долларов в год.»
Табачные компании имеют в своем распоряжении огромные ресурсы - людские, финансовые и политические, чтобы выступить против политики, которая защищает людей от вторичного дыма. Среди их методов можно назвать:
Отвлечение внимания и обходные действия
Табачные компании отвлекают общественность от проблемы вторичного дыма, подчеркивая опасности других загрязнителей, включая пары коверного клея и выхлопы автомобиля. Более широкое обсуждение качества воздуха во внутренних помещениях, вентиляции и «Синдрома Нездорового Здания» (СНЗ) в некоторых случаях послужило тому, чтобы заглушить беспокойство относительно вторичного дыма. Согласно публикации фирмы Филип Моррис 1990 года для Европы, диапазон найденных в офисах загрязнителей, которые вызывают СНЗ, включают пары и газы, испускаемые от ковров, компьютерных экранов, фотокопировальных устройств и т.д., причем эта проблема часто усугубляется бактериями, плесенью и пылью из вентиляционного оборудования. Указывалось даже, что табачный дым может быть полезным визуальным показателем плохой вентиляции внутри здания.
Табачные компании оказывали существенную финансовую поддержку исследованиям о проблеме качества воздуха. Значительные средства были предоставлены внешним исследователям через научные организации и компании, занимающиеся исследованиями воздуха внутри помещений, которые должны были казаться независимыми и объективными, но фактически были выполнены консультантами табачной индустрии.
Нападки на науку
Табачные компании энергично нападали на научные данные по поводу воздействия вторичного дыма на здоровье с помощью тщательно разработанных кампаний дезинформации общественности. Спектр нападок на науку был весьма далеко идущим. Они потратили миллионы на фальшивые исследования и конференции, помещали статьи оплаченных псевдо-ученых в средствах массовой информации, субсидировали «направленные» исследования и создали группы третьих лиц, чтобы публично поддержать их позиции. Эти действия были скоординированы и подкрепляли друг друга.
Табачные компании также систематически работали, чтобы дискредитировать результаты главных агентств здравоохранения и охраны окружающей среды в области вторичного дыма. Когда Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) начала активно привлекать внимание к опасностям вторичного дыма для здоровья, табачные фирмы развернули мощную кампанию по подрыву этой организации. К этому относится и длительная кампания, которая была подробно описана в недавнем отчете ВОЗ «Стратегии Табачной Индустрии по Подрыву Действий по Контролю над Табаком во Всемирной Организации Здравоохранения.» В попытке дискредитировать отчет Управления по охране окружающей среды США Институт Табака и их адвокаты заплатили 13 ученым более 156 тысяч долларов, чтобы те написали письма во влиятельные издания с критикой отчета. «Группы ученых должны суметь произвести исследование или стимулировать противоречие таким способом, чтобы отвечающие за общественные отношения люди в соответствующих странах смогли бы использовать эту информация, или торговаться с ее помощью, « сказал руководитель БАТ (Бритиш-Америкен Тобакко) в 1988 году. Окончательная цель состояла не в том, чтобы доказать, что вторичный дым безопасен (эта задача невыполнима), а в том, чтобы поддерживать «противоречивость» максимально долго.
Предложение ложных решений.
Табачные компании поощряют «терпимость» между курильщиками и некурящими и говорят, что вторичный дым - это просто раздражение, а не проблема здравоохранения. Рассуждения, лежащие в основе кампании «Вежливость Выбора «, спонсируемой табачными компаниями, в некоторых барах и ресторанах исходят из предположения, что канцерогенные вещества оказывают пониженное воздействие, если их выделение происходит в вежливой среде. Также предлагаются технические решения, такие как улучшение систем вентиляции, воздухоочистителей или пространственного разделения. Хотя научные данные показывают, что вентиляция не является эффективным решением, производители сигарет продолжают поддерживать этот вариант, чтобы предотвратить ограничения курения.