Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Всемирный День Без Табака 2003 годаСвободные от табака кинофильмы и модаТемой Всемирного Дня Без Табака 2003 года являются свободные от табака кинофильмы и мода. ВОЗ призывает индустрию развлечений, в особенности мир кинофильмов и моды прекратить пропагандировать изделия, которые убивают каждого второго своего потребителя и заняться пропагандой свободного от табака общества. В настоящее время мода и кинофильмы оказались наиболее успешной средой для создания образа сигарет и представления потребления табака как нормального поведения. Сигарета как таковая не имеет индивидуальности, не характеризует социальный класс или эмоциональное состояние. Но, находясь в руке звезды с голубого экрана, она становится мощным символом. Манера современных героев говорить, одежда, которую они носят, то, что они едят и пьют, очень влияет на общественное поведение и предпочтения, особенно среди молодежи. Табачные компании давно поняли огромный потенциал мира моды и кино для воздействия на публику. Размещение изделия в нынешних наиболее успешных кинофильмах и телевизионных программах является недорогим способом сделать его узнаваемым в национальном масштабе, укрепить имидж корпорации и получить возможность продвижения товара. Табачные компании регулярно предоставляют сигареты, подарки, услуги или наличные деньги в обмен на размещение их изделий в фильмах. Marlboro, марка №1 фирмы Филип Моррис, была показана не менее чем в 28 высокорейтинговых фильмах Голливуда в течение последних десяти лет - рекорд, не превзойденный даже большинством тех звезд Голливуда, которые в наибольшей степени гарантируют успех фильма . В ходе проведенного в США исследования было обнаружено, что некурящие подростки, чьи любимые звезды часто курят на экране, в шестнадцать раз чаще позитивно относятся к курению в будущем. Голливуд далеко не единственный в размещении табачных изделий на экране. Bollywood, расположенный в Мумбае, Индия, является самым большим в мире кинопроизводством, выпуская ежегодно более 800 фильмов. Изучение подборки из 395 индийских фильмов, снятых в 1991-2002 годы, показало, что в 76,5% из них были сцены с табаком. В мире моды также часто практикуется размещение изделий. Табачные компании используют имена наиболее известных дизайнеров и красивые узнаваемые лица моделей, чтобы продать свои изделия. Они спонсируют демонстрации мод и конкурсы дизайнеров, стремящихся получить известность и доверие. Первоначально направленные в основном на женщин, эти рекламные действия в последнее время изменились, чтобы охватить молодых людей обоих полов. Помимо размещения рекламных материалов в журналах мод, табачные компании раскручивают свои собственные марки одежды и спонсируют связанные с модой мероприятия, в последнее время делая это в местах встреч молодежи, таких как ночные клубы. Вдобавок к этому, так как манекенщицы чрезвычайно худощавы, связь их образа с курением сигарет вносит дополнительный вклад в нацеленные на женщин действия табачной индустрии. Ожидается, что в мае 2003 года 192 Государства, являющихся членами ВОЗ, одобрят соглашение, разрабатываемое ими в течение прошлых пяти лет. Рамочная Конвенция о Контроле над Табаком (РККТ), первая попытка ВОЗ по созданию подобного договора, установит общие правила, регулирующие, в том числе, маркетинг, рекламу, продвижение и спонсорство табачных изделий. ВОЗ считает, что табачная эпидемия, которая в настоящее время убивает приблизительно 5 миллионов человек в год, является болезнью, распространяемой посредством рекламы. В 2002 году ВОЗ призвала положить конец использованию табачной индустрией спортивных состязаний. Своим решением призвать к подобному запрету и в отношении фильмов и моды РККТ призывает проявить международное внимание и ответственность по поводу изделия, которое свободно пропагандируется, несмотря на то, что оно создано таким образом, что убивает каждого второго своего регулярного потребителя. ВОЗ призывает индустрию кинопроизводства:
Эти шаги могут быть осуществлены без цензуры или вмешательства в творческий процесс. Для получения дальнейшей информации о Свободном от Табачного Дыма Кино, посетите www.smokefreemovies.ucsf.edu . Для индустрии моды послание ВОЗ является столь же ясным. Положите конец:
Призываем профессионалов индустрии моды - дизайнеров, моделей, менеджеров, рекламных агентов, производителей и организаторов, также как рекламодателей, редакторов журналов и веб-сайтов - признать свою ответственность как звезд моды в том, что они являются образцами для подражания и обладают влиянием, особенно среди женщин и молодежи, и выступить за прекращение потребления и пропаганды табака. В странах по всему миру, включая Францию, Австралию, Новую Зеландию и США, модели, международные шоу и всемирно известные журналы мод уже стали свободными от табака, отказавшись от спонсорства, рекламы, пропаганды и потребления табака. Это можно сделать. Так давайте работать в 2003 году вместе, чтобы положить конец использованию моды и кинофильмов в качестве средства распространения смертей и болезней! Инициатива по Освобождению от Табака выражает благодарность Stella Aguinaga Bialous и Stan Glantz за их ценный вклад в разработку этого материала.
За дополнительной информацией о Всемирном Дне без Табака обращайтесь на сайт
www.who.int/tobacco , а по поводу информации о мероприятиях Всемирного Дня без Табака в Европе обращайтесь в программу Инициатива по Освобождению от Табака - Европа в Региональном Бюро ВОЗ
(gde@who.dk, han@who.dk, |