21 февраля 2003 года.
С 21 мая 2003 года после принятия РКБТ на Всемирной Ассамблее здравоохранения прошло более чем полгода, 90 стран мира подписали РКБТ, 9 стран ратифицировали. Несмотря на усилия активистов против табака и работников здравоохранения, а также информационной кампании, которая проводится Национальными и Международными организациями, до начала 2004 года не было никаких известий из стран СНГ об их участии в этом глобальном процессе, хотя эти страны принимали активное участие в разработке и принятии РКБТ. Наконец, долгое молчание стран СНГ нарушил Кыргызстан, подписав 18 февраля 2004 года Рамочную Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака и став 91 страной в мире и пионером среди СНГ. Лед тронулся, страны СНГ начали подписывать РКБТ, Грузия вот-вот должна подписать РКБТ, и мы надеемся, что в ближайшее время страны СНГ более активно начнут присоединяться к мировому союзу по борьбе против табака до 29 июня 2004 года.
В сентябре 2003 года Министерство здравоохранения Кыргызской Республики (КР) после неоднократных переговоров с другими заинтересованными министерствами поняло, что необходимо провести Национальное межсекторальное совещание с участием Правительства, Парламента Кыргызской Республики и всех заинтересованных министерств и ведомств. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) поддержало проведение данного совещания, и это было подготовительным этапом по проведению Консультативного совещания ВОЗ для стран Центрально-Азитского региона. Участники Национального межсекторального совещания приняли единогласно резолюцию о необходимости начать процедуру подписания РКБТ. Несмотря на это, подготовительная работа по подписанию РКБТ в Кыргызстане шла медленно. И только после консультативного совещания Центрально-Азиатских стран по Рамочной Конвенции по борьбе против табака, организованного ВОЗ в сотрудничестве с Правительством Кыргызской Республики в г. Бишкек 11-12 декабря 2003 года, процесс по подписанию РКБТ в Кыргызстане пошел активно. За короткий срок проект распоряжения Президента «О подписании Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака Кыргызской Республикой» был согласован с 11 министерствами и ведомствами, 5 комитетами законодательного собрания Жогорку Кенеша (Парламента) Кыргызской Республики. Затем данный документ прошел согласование во всех заинтересованных отделах Аппарата Премьер Министра и Администрации Президента Кыргызской Республики.
Наконец, 31 января 2004 года Распоряжение Президента Кыргызской Республики «О подписании Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака Кыргызской Республикой» подписано Президентом Кыргызской Республики А. Акаевым.
М. Баялинов, постоянный представитель Кыргызстана при ООН получил оригинал распоряжения Президента КР 16 февраля 2004 года и 18 февраля 2004 года Кыргызстан присоединился к Международному сообществу в рамках РКБТ ВОЗ.
Тем странам СНГ, которые еще не подписали и имеют трудности в этом плане, рекомендуем активно обсуждать РКБТ на межсекторальном уровне, рассказывать о преимуществах контроля над табаком для здоровья населения, для социально-экономического благополучия страны. Ведь именно здоровье определяет экономическое благополучие страны, а не наоборот.
Чинара Бекбасарова,
Консультант по стратегии укрепления здоровья,
Национальный координатор и контр партнер ВОЗ по внедрению Европейской стратегии по борьбе против табака в Кыргызстане
Как мы уже сообщали ранее, постоянный представитель Грузии в ООН получил полномочия на подписание РКБТ еще 12 января этого года. 21 февраля Центрально-Азиатские Новости (http://www.centran.ru) сообщили о подписании Грузией Рамочной Конвенции.
Эта информация подтверждена сторонниками
контроля над табаком в Грузии.
Коалиция «За свободную от табачного дыма Украину» подготовила тираж брошюры «Рамочная конвенция по контролю над табаком и ее значение для Украины» и направила ее с сопроводительными письмами всем депутатам Верховной Рады Украины. Брошюра содержит текст Рамочной Конвенции на украинском языке и комментарии, касающиеся процесса подписания и ратификации Рамочной Конвенции.
Как сообщило Агентство Социальной Информации, НКО Татарстана призывают к подписанию Конвенции по борьбе против табака.
КАЗАНЬ, 16 февраля. Коалиция «За свободный от табачного дыма Татарстан» распространила обращение ко всем министерствам и ведомствам РФ с просьбой предпринять меры для подписания и ратификации международной конвенции. По мнению коалиции, «ратификация конвенции позволит усовершенствовать законодательные меры контроля над табаком и заменить нынешние декларативные положения закона об ограничении табакокурения».
http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/
337F0E50D3AD826EC3256E3C0035CDC2
Как мы сообщали ранее, в Омске, Российская Федерация, 5-6 февраля 2004 года состоялась Международная конференция «Перспективы профилактики табакокурения среди молодежи в XXI веке», в которой приняли участие врачи, педагоги, журналисты, исследователи, представители неправительственных организаций из Армении, Казахстана, России и Украины. Вопреки заявленной теме, кроме профилактики, на конференции обсуждались вопросы, касающиеся масштабов обусловленных табаком медицинских, социальных и экономических потерь, эпидемиологии табакокурения, мер контроля над табаком, подходов к лечению табачной зависимости, а также подготовки проектов в области контроля над табаком. Собственно профилактике был посвящен второй день конференции, в течение которого организатор конференции Евгений Батурин подробно рассказал о реализации проекта «Брось сигарету - выбери здоровье», направленного непосредственно на школьников города Омска. Были продемонстрированы телевизионные программы, подготовленные в рамках проекта. Другие участники также поделились собственным опытом осуществления профилактических действий в разных городах Сибири, России, СНГ.
Организаторы конференции планируют поместить тексты выступлений участников конференции на сайте
http://www.sosppk.ru
Путешествие по России, которое я предприняла в связи с конференцией в Омске, в связи с неизбежным пребыванием на пути в разнообразных общественных местах, связанных с транспортом, дало пищу для дополнительных размышлений о том, как же эти места освобождаются или не освобождаются от табачного дыма.
Все началось с Киевского международного аэропорта Борисполь, где знаки, запрещающие курение, странным образом чередуются со знаками, разрешающими курение, а потому ни курильщики, ни некурящие практически не могут понять, где кому лучше находиться, и табачный дым, разумеется, присутствует везде. Попытки обратиться к курильщикам с просьбой следовать требованиям запрещающих знаков всякий раз наталкиваются на указание, что пепельницы здесь стоят не случайно. Таким образом, складывается впечатление, что администрация аэропорта, предоставляющая площади для рекламы табака, также нарочно провоцирует курильщиков закурить, даже если они вполне смогли бы обойтись без курения час-другой в ожидании самолета.
Следующим пунктом путешествия оказался аэропорт Домодедово, заново отстроенный, чистый и совершенно не пахнущий табачным дымом. Знаки, запрещающие курение, встречают всех входящих на всех дверях, как со стороны привокзальной площади, так и со стороны летного поля. На посадочных талонах присутствует надпись «Курение в здании аэровокзала запрещено». И удивительным образом действительно никто не пытается закурить. Мне пришлось провести в Домодедово шесть часов на пути в Омск и еще пару часов на обратном пути, но я так ни разу и не увидела ни одного курильщика, ни в залах ожидания, ни в кафе, ни в туалетах. Складывалось впечатление, что курильщики вообще не летают через Домодедово. Но это оказалось совсем не так. Между автобусом, отвезшим пассажиров на летное поле, и самолетом курильщики спешно доставали свои сигареты и жадно вдыхали табачный дым, прежде чем погрузиться в салон такого же бестабачного самолета.
Можно предположить, что на каждом углу стоят строгие стражи порядка и ловят всякого, у кого в кармане есть сигареты, однако и этого я не увидела, и лишь один раз прозвучало объявление о том, что какие-то противоправные действия, в том числе курение, наказываются штрафами. Вероятно, у всех работников аэропорта есть информация о том, что им следует предпринять, если кто-то попытается закурить, но оказывается, что когда нет первого курильщика, то не обнаруживаются и все остальные, в отношении которых нужно предпринимать какие-то действия.
Еще одно интересное наблюдение состоялось в аэропорту города Омска, где я чрезвычайно плодотворно провела несколько часов в кафе, сочетающемся с залом ожидания. К продавщице кафе, у которой, в отличие от Домодедова, явно не оказалось инструкций на случай курения, подошел мужчина и почти жалобно спросил: «А у вас здесь можно покурить?» - «Вообще-то, у нас здесь не курят, - не слишком уверенно ответила продавщица. - Но если очень надо... - курите.» - «Нет-нет, что Вы! - возразила я. - Ни в коем случае не разрешайте здесь курить!» И мужчина без каких-либо комментариев удалился.
Думаю, что многим приходилось замечать, что курильщики готовы не курить, если они видят, что в данном помещении никто не курит сейчас, и никто не курил раньше.
В связи с этим вспоминается более раннее наблюдение в аэропорту города Алматы. Пассажиры выбираются из самолета, попадают в здание вокзала и в ожидании багажа начинают один за другим доставать сигареты и закуривать. Все это делается под знаком, запрещающим курение. Но для всех присутствующих очевидно, что в этом помещении курили, возможно, даже пассажиры предыдущего рейса. Рядом стоит женщина в форме. Обращаюсь к ней. Ответ поражает меня наивной готовностью самопожертвования ради ближнего: «Ведь они же, бедненькие, столько времени летели, не курили. Как же я могу запретить?» Да, уж проще самой дышать этим табачным дымом в течение всего рабочего времени.
Кстати говоря, российские авиакомпании теперь на высоте. И тема запрета курения на борту вводится очень корректно: «Безопасность полетов - приоритетное направление для нашей компании, поэтому курение на борту не разрешается» или «Мы заботимся о вашем здоровье и здоровье ваших близких, поэтому просим вас не курить в течение всего полета».
Мне пришлось часть времени провести и в поезде. Здесь также множество интересных наблюдений. Как известно, в советских поездах дальнего следования традиционно курили в тамбурах. Итак, в вагоне, где я оказалась, запах табачного дыма чувствовался еще до начала движения. Когда проводница пришла собирать билеты, я обратила ее внимание на табачный дым и попросила урегулировать данный вопрос. «У нас не запрещено курить в поезде, я не могу требовать, чтобы люди не курили», - отпарировала она, на что я ответила, что существует федеральный закон, согласно которому, курение на транспорте запрещено. На это проводница возразила: «Но у нас нет таких инструкций. Когда будут, тогда и будем запрещать курить».
Вот и все. Оказывается, нужно совсем немного. Нужны грамотные должностные инструкции, которые кто-то не поленился подготовить и внедрить в Домодедово. И тогда курильщики с готовностью следуют знакам, запрещающим курение, а вовсе не стремятся быть той злобной массой, которая отравляет воздух всем остальным.
Кстати, если запрет курения вводится и СОБЛЮДАЕТСЯ, то курильщики, несколько раз оказавшись в той или иной неприятной ситуации, нередко впоследствии бросают курить, и, как показывает еще один пример из той же поездки, некоторые из них бывают чрезвычайно счастливы, что наконец-то возникли обстоятельства, подтолкнувшие их к прекращению курения.
Да здравствуют продуманные должностные инструкции!!!
Татьяна Андреева
Всем, кто занимается профилактикой среди
молодежи проблем, касающихся курения, а
также потребления других психоактивных
веществ, можно рекомендовать подписаться
на рассылку Run Drugs Out of Town Run. Это короткий
еженедельный дайджест с линками на первоисточники.
Дайджест содержит материалы для учащихся,
родителей и педагогов. Особенно полезен
данный инструмент будет для тех, кто
намерен сочетать профилактику с занятиями
английским языком.
Адрес сайта http://rundrugsoutoftownrun.org
Подписка по адресу subscribe@rundrugsoutoftownrun.org.