Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Бюллетень КОНТАКТ - тематический выпуск №7декабрь 2003 годаКак добиться того, чтобы Ваша страна подписала и ратифицировала Рамочную Конвенцию
|
Ратификация Конвенции укрепит международный имидж нашей страны как передового государства, поддерживающего современные подходы развития человеческого потенциала; | |
Соседние (или авторитетные) страны уже подписали (ратифицировали) РКБТ, чего же ждет наше правительство? | |
Ратификация Конвенции покажет, что для правительства важнее здоровье граждан страны, а не защита экономических интересов транснациональных табачных компаний; | |
Общественность поддерживает положения РКБТ, например, запрет табачной рекламы, и поэтому поддержка Конвенции будет способствовать росту популярности поддерживающих ее политических сил; | |
Все страны мира (включая нашу страну) достигли консенсуса в отношении текста РКБТ. Поэтому те страны, которые будут медлить или откажутся подписать и ратифицировать текст РКБТ, за который они ранее голосовали, будут рассматриваться другими странами как лицемерные и безответственные. | |
Конвенция предусматривает создание механизма финансирования деятельности по контролю над табаком, в том числе и для помощи менее развитым странам (таким как наша). Если наша страна одной из первых в регионе подпишет и ратифицирует РКБТ, то она сможет получить больший объем международной помощи. |
Поскольку обычно не удается изложить все аргументы, для каждой аудитории нужно выбирать наиболее важные (с точки зрения аудитории!) аргументы. Попробуйте поставить себя на место вашего собеседника и представить, какие из имеющегося набора аргументов в наибольшей степени обращаются к его уму и сердцу.
Основные аргументы следует подкреплять как фактами, так и эмоциями.
В качестве примера можно привести следующие послания:
Кто больше заботится о здоровье наших граждан: Всемирная организация здравоохранения или транснациональные табачные компании? | |
От связанных с табаком заболеваний в нашей стране ежегодно умирает 100 (300, 50, 25, приведите свои данные) тысяч человек. Даже если реализация Конвенции снизит распространенность курения всего на 1%, это будет каждый год спасать тысячу человеческих жизней (приведите свои данные, пропорциональные количеству населения в вашей стране). |
Очень важно не просто дублировать известные международные послания, а изобретать свои, которые отражают культурные и политические реалии вашей страны.
Наши противники также будут выдвигать свои аргументы против Конвенции. Поэтому нужно иметь наготове наши контраргументы.
Хотя можно упомянуть несколько очевидных авторитетных посланников, таких как известные ученые-медики, общественные организации, деятели культуры и т.д., в каждой стране стоит поискать другие, иногда неожиданные пути. Может быть, Ваш родственник учился вместе с начальником отдела международных договоров в МИДе? Может быть, новый министр здравоохранения хочет произвести особое впечатление на руководство ВОЗ? Может быть, министром финансов стал человек, который получил современное образование и понимает, что табак наносит больше вреда экономике, чем пользы? Нужно найти людей, имеющих близкие отношения с теми, от кого зависит принятие нужного вам решения, и вложить в их уста нужное послание.
Но если таких людей не находится, не стоит ждать. Вполне можно обращаться напрямую, и иногда такой прямой путь оказывается самым простым и надежным.
Имеется целый ряд способов. Помимо написания (и отправки!!!) писем в соответствующие ведомства, изложения своей точки зрения устно во время встреч с ответственными лицами, можно использовать косвенные методы.
К ним, прежде всего, относится освещение темы РКБТ в средствах массовой информации, в первую очередь тех, которые читают или слушают нужные вам ответственные лица. Если же вы собираетесь опубликовать статью в местной медицинской газете, то нет смысла призывать в ней МИД ускорить процесс подписания. Вместо этого лучше призвать врачей помочь вам в оказании давления на МИД. Не исключено, что эту статью прочтет врач, которого волнует проблема табака и у которого лечится нужный вам сотрудник МИД.
Особую роль играют СМИ в том случае, если подписание откладывается и ситуация вокруг РКБТ становится конфликтной. Общественный резонанс может вынудить чиновников, которые отвечают за подготовку необходимых решений (или их руководителей) предпринять действия по подписанию РКБТ. Но здесь нужно проявлять творчество и понимание ситуации, чтобы не превратить осторожного бюрократа во врага, который раньше просто медлил, а теперь будет сознательно срывать процесс ратификации из-за вражды с вами. Цель конфликта - не доказательство собственного геройства, а достижение нужного вам результата. Если вы будете помнить об этом, то и окружающие поймут, что вы пошли на конфликт только потому, что вам не оставили другого выхода. И в таком случае не надо бояться его, это лучше, чем ожидание того, когда же ситуация вдруг разрешится сама собой.
В первую очередь вам необходимо краткое (1-2 страницы) изложение основных положений РКБТ на вашем основном национальном языке, а также на иных языках, используемых в вашей стране. Также рекомендуется составить краткое (до 10 страниц) описание последствий принятия РКБТ для вашей страны. Эти материалы следует использовать при контактах с ответственными лицами, особенно учитывая то, что чиновники часто вынуждены готовить материалы для вышестоящих инстанций. И если они смогут использовать для этого ваши материалы, то ваша точка зрения будет передана наверх, а вы заслужите благодарность чиновника, которого вы избавили от лишней работы.
Особое внимание следует уделять материалам для СМИ. Если в них будет просто говориться о Конвенции, то они вряд ли заинтересуют журналистов. Нужно, во-первых, четко показать, в чем заключается значение РКБТ непосредственно для вашей страны, а во-вторых, связать материал с конкретным информационным поводом (смерть известного человека от связанной с табаком болезни, публикация научных или статистических данных о связанных с табаком смертях и болезнях, инициативы по запрету курения и т.п.).
Для составления всех этих материалов можно использовать сайт
http://www.adic.org.ua/nosmoking, где имеются такие материалы как Обращение неправительственных организаций о Рамочной Конвенции по борьбе против табака
(http://www.adic.org.ua/nosmoking/2003/05/fctc-stat.htm), Рамочная конвенция по борьбе против табака - ее сущность и последствия
(http://www.adic.org.ua/nosmoking/contact/tem/05.htm). Данные материалы можно использовать как для составления собственных текстов, так и непосредственно для передачи в СМИ или органы власти. Также рекомендуется использовать разнообразные материалы Альянса рамочной конвенции
(www.fctc.org).
И, конечно, нужно, иметь под рукой полный текст Рамочной Конвенции. Текст на русском языке можно получить на сайте Всемирной организации здравоохранения
http://www.who.int/tobacco/fctc/text/en/fctc_ru.pdf
(формат pdf) или на сайте Ресурсного центра
http://www.adic.org.ua/nosmoking/fctc
Многим организациям и специалистам, так или иначе причастным к антитабачной деятельности, нередко кажется, что вопрос о Рамочной Конвенции решается где-то недостижимо высоко, и что у нас нет никаких средств для влияния на этот процесс. Однако если вы работаете в неправительственной организации, вы можете обращаться к ответственным лицам от имени общественности. Если вы являетесь сотрудником медицинских или иных структур, вы можете обращаться от лица профессиональных ассоциаций, союзов, медицинской общественности и т.д. И хотя письма иногда теряются, в большинстве случаев все же почта доставляет их, а канцелярии соответствующих ведомств отслеживают своевременность реагирования на письма и обращения.
Если некоторая организация находится в большой стране вдалеке от столицы, то этой организации тоже может показаться, что невозможно повлиять на политику, которая делается в столице. Однако почта работает, и стоимость пересылки писем внутри страны может не зависеть от расстояния. А для политиков иногда бывает важен аргумент обращения общественности «из регионов».
Ваши ранее наработанные контакты со СМИ, с местными политиками разных уровней являются чрезвычайно важным ресурсом. Как минимум, эти контакты можно использовать для освещения ваших писем в СМИ или для того, чтобы политики подписывали и посылали подготовленные вами письма по поводу РКБТ в соответствующие органы власти.
Если вы занимаетесь профилактикой или помощью бросающим курить, то наработанный вами опыт, примеры, аргументы - это тоже ресурс, который можно использовать в работе, нацеленной на продвижение Рамочной Конвенции в вашей стране. Опыт Вашей работы вы сможете использовать, чтобы показать значение Рамочной Конвенции именно для вашей страны, вашего города или региона.
Разумеется, нам может недоставать очень многого - денег, людей, помещений, техники, навыков. Как и при постановке любой другой задачи, мы можем решить, что недостающими ресурсами являются навыки работы со СМИ или контакты с влиятельными политиками, и наметить пути преодоления этих недостатков.
Иногда бывает, что при контакте с политиками или общественниками они спрашивают вас, чем они могут быть полезными, и нередко мы теряемся или просим их о том, чего они сделать не могут (например, дать денег). Но если вы предложите им подготовить или подписать письмо в поддержку РКБТ, то в случае ее подписания Вы сможете указать на это как на пример удачного сотрудничества и использовать этот факт для углубления контактов (вплоть до предоставления вам финансирования).
Как сама Рамочная Конвенция предоставляет всем, кто занимается контролем над табаком, множество новых ресурсов, так и включение в процесс работы по продвижению Рамочной Конвенции может для некоторых организаций стать источником новых перспектив, новых подходов к решению ранее не решавшихся проблем.
Очевидно, что если вы только собираетесь проверить свои силы в том, как можно поспособствовать подписанию и ратификации Рамочной Конвенции вашей страной, то первое, что необходимо сделать, - это выяснить, на какой стадии находится данный процесс, и определить, где может быть точка наиболее эффективного приложения ваших усилий.
В любом крупном путешествии нужно время от времени сверять курс. Стратегию нужно уточнить, заново рассмотрев все вышеуказанные вопросы (например, с нужной ли аудиторией мы работаем). Очень важно оказаться способным уточнять свои действия в середине пути и отказываться от тех из них, которые не работают.
Давайте будем обмениваться сообщениями о достигнутых результатах и искать пути осуществления дальнейших шагов вместе.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Бюллетень КОНТАКТ - это информация для всех, кто занимается контролем над табаком на уровне страны, населенного пункта или своего жилища, и делает это активно.
Периодические выпуски информируют подписчиков о новостях контроля над табаком в странах бывшего Советского Союза.
Тематические выпуски раскрывают отдельные темы контроля над табаком.
Вопросы и комментарии направляйте по адресу
Другие выпуски бюллетеня КОНТАКТ http://www.adic.org.ua/nosmoking/contact
Подписаться на бюллетень КОНТАКТ или отказаться от подписки можно по адресу
http://www.adic.org.ua/nosmoking/subscribe.htm