Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Мы не курим!Бюллетень новостей контроля над табаком в странах бывшего Советского СоюзаN 55, 24 июня - 6 июля 2005 годаСодержание
Религиозные деятели требуют жестко ограничить пропаганду алкоголя и табака
Киев, 30 июня 2005 года (ИНТЕРФАКС). «Всеукраинский совет церквей и религиозных
организаций обращается к президенту, Верховной Раде, правительству Украины с
просьбой безотлагательно разработать и внедрить законодательные механизмы,
которые бы более жестко, чем теперь, ограничивали возможность пропагандировать
(рекламировать) употребление алкоголя и табака, запретили бы в публичных местах
употребление алкогольных напитков, в том числе пива и слабоалкогольных напитков,
а также курение», - говорится в обращении, которое было обнародовано на
пресс-конференции. Члены Совета в своем обращении просят при разработке
законодательства учитывать «жесткие ограничения» для рекламы торговых марок
алкогольной и табачной продукции, в том числе в форме спонсорского участия в
развлекательных, спортивных и других публичных мероприятиях, где зачастую она
носит скрытый характер. Совет церквей и религиозных организаций также обращается
к производителям такой продукции, рекламным агентствам, владельцам и
руководителям средств массовой информации «с просьбой жестко ограничить
пропаганду (рекламу) алкоголя и табака». Всеукраинский совет церквей и
религиозных организаций объединяет около 95% верующих Украины. Депутаты предлагают ввести налог на рекламу табака и алкоголя
1 июля 2005 года (УРА-информ). Депутаты Верховной Рады Владимир Майстришин и
Сергей Терещук (оба из фракции Народной партии) предлагают парламенту ввести
налог в размере 7% от средств, потраченных рекламодателями на рекламу табачных
изделий и алкогольных напитков, и направить средства на социальную рекламу о
вреде табакокурения и злоупотребления алкоголем. Об этом говорится в проекте
закона «О сборе на производство и распространение социальной рекламы о вреде
табакокурения и злоупотребления алкоголем», зарегистрированном в Раде 6 июня.
Такой налог предлагается также распространить на знаки для товаров и услуг,
другие объекты интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные
изделия и алкогольные напитки. Законопроект предлагает направлять собранные за
счет этого налога средства в специальный фонд государственного бюджета, а его
распорядителем установить специально уполномоченный центральный орган
исполнительной власти по здравоохранению, в дальнейшем же направлять эти
средства на изготовление и распространение социальной рекламы. В пояснительной
записке подчеркивается, что таким образом четко устанавливается фиксированная
ставка сбора, потому рекламодатели не смогут самостоятельно регулировать
процентную ставку и сводить ее к минимуму. Также отмечается, что действующий
закон «О рекламе» обязывает рекламодателей направлять на такие цели не менее 5%
средств, потраченных на рекламу табака и алкоголя, но не предусматривает
ответственности за невыполнение этой нормы и не фиксирует четко ставку таких
отчислений. Текст законопроекта см. http://www.rada.gov.ua:8080/pls/zweb/webproc4_1?id=&pf3511=24712 Госдума увеличила ставки акцизного налога на табачные изделия
6 июля 2005 года. Госдума на пленарном заседании приняла во втором чтении проект
закона «О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных
актов РФ». Законопроект предусматривает индексацию специфических ставок акцизов
на подакцизные товары. Только свирепые табачные акцизы могут спасти будущее страны
Алматы, 24 июня 2005 года. (Навигатор). Газета «Экспресс К» в статье «Пришла
Хана никотину» размышляет о вреде курения и о том, что только свирепые табачные
акцизы могут спасти будущее страны. Как рассказывает ведущий исследователь
экономических проектов по контролю за табаком Всемирной организации
здравоохранения Хана Росс, «табачная индустрия имеет огромное количество
externalities. Под этим термином подразумеваются ущерб, вредные последствия,
омертвляющее воздействие на страну нахождения. Например, каждый год от болезней,
ассоциируемых с курением, в Казахстане умирают 25000 человек». Как отмечается в
статье, Казахстан прочно лидирует среди стран СНГ по уровню сердечно-сосудистых
заболеваний, держит первое место среди соседей по раку, по общей смертности.
Табачные компании ежегодно высасывают из семейного бюджета казахстанцев 73
миллиарда тенге! Поэтому, когда табачные бароны заявляют, что у них бизнес как
бизнес, не лучше и не хуже прочих, - это ложь. Производство сигарет - очень
специфический вид деятельности, который, в принципе, не может регулироваться
обычными общими для всех предпринимателей законами. По утверждению Ханы Росс,
метод повышения акцизного сбора апробирован в десятках стран и везде сработал
безукоризненно. Мировой опыт неопровержимо доказывает, что если розничная цена
на сигареты возрастет на 10% - бросит курить от 4% до 8% населения,
соответственно, уменьшится смертность и заболеваемость.
Полный текст статьи см.
http://www.express-k.kz/2005/06/24/14.php Приднестровские власти не приняли закон о борьбе с курением
4 июля 2005 года. Обсуждение законопроекта «Об ограничении потребления табака»
Верховный Совет Приднестровья отложил до лучших времен. Депутаты пришли к
выводу, что есть более важные вопросы для обсуждения. Как сообщает левобережная
пресса, проект закона предусматривал запрет курения в общественных местах и в
некоторых учреждениях культуры, здравоохранения и образования, запрещение
продажи табака несовершеннолетним и многое другое.
---------------------------------------------------------------------------------------------- |