Ресурсный центр по контролю над табаком
Tobacco control resource centre

Рассылка 'НОУСМОКИНГ - для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма' Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine Coalition for tobacco free Ukraine
 
Источники информации
Страны и регионы
Здоровье
Табачные изделия
Политика и экономика
Индустрия
Технологии контроля над табаком
Поиск по сайту
Картинки
English
Новости сайта
Рассылки

Страны и регионы

bulletСтраны СНГ
bullet 
bulletУкраина
bulletРоссия
bulletБеларусь
bulletМолдова
bullet 
bulletАзербайджан
bulletАрмения
bulletГрузия
bullet 
bullet Казахстан
bulletКыргызстан
bulletТаджикистан
bulletТуркменистан
bulletУзбекистан
bullet 
bulletЛатвия
bulletЛитва
bulletЭстония
Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 
Контроль над табаком и общественное здоровье в Восточной Европе
Контроль над тютюном й охорона громадського здоров’я у Східній Європі
international peer-reviewed open-access journal
Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем
Центр помощи бросающим курить КВИТ
Alcohol and Drug Information Centre - ADIC-Ukraine
Coalition for tobacco free Ukraine
Журнал тех, кто не боится быть трезвым
Глобальный контроль над табаком: Узнаем от экспертов 
 

Мы не курим! 

Бюллетень новостей контроля над табаком в странах бывшего Советского Союза

N 87, 1 - 25 января 2007 года

Ресурсный центр по контролю над табаком
http://www.adic.org.ua/nosmoking; contact@adic.org.ua ; tel.380444515901; fax.380445021902

Содержание

bulletПарламент Кыргызстана определил размеры ответственности за курение в общественных местах
bulletВ Литве с 1 января нельзя курить в кафе и ресторанах
bulletВ Беларуси курят 64% мужчин и 20% женщин
bulletМолдова субсидирует рост табачной эпидемии
bulletТемпы роста объемов производства табачных изделий в Украине приостановлены
bulletКомитет Госдумы побоялся полностью запретить табачную рекламу
bulletТабачные компании в России искусственно занижают максимальные розничные цены на сигареты

Парламент Кыргызстана определил размеры ответственности за курение в общественных местах

16 января 2007 года (АКИpress). Группа депутатов Жогорку Кенеша, в том числе Асамидин Марипов, Бектемир Мурзубраимов, Болот Шерниязов и другие, инициировали поправки в законодательство страны в целях снижения уровня потребления табачных изделий среди различных групп населения, охраны здоровья граждан от вредного воздействия табака. 16 июня 2006 года Жогорку Кенешем был принят законопроект «О защите здоровья граждан Кыргызской Республики от вредного воздействия табака», однако Кодекс об административной ответственности не содержит норм ответственности за нарушение правовых норм, содержащихся в законе.
Как отметили инициаторы, их законопроект предусматривает административную ответственность путем внесения изменений и дополнений в Кодекс об административной ответственности. Поправки предусматривают наложение административного взыскания на граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушение законодательства «О защите здоровья граждан от вредного воздействия табака». Дополнения в соответствующие статьи Кодекса касаются органов, которые полномочны рассматривать дела об административных правоотношениях.
Правом рассматривать соответствующие дела и налагать в пределах предоставленных им полномочий административные взыскания наделяются судьи, начальники территориальных отделений и линейных пунктов милиции, их заместители, начальники внутренних дел на транспорте и их заместители, участковые органы милиции, органы здравоохранения, автомобильного транспорта, электротранспорта и автодорожного хозяйства, железнодорожного и воздушного транспортов, государственная противопожарная служба, госинспекция по стандартизации и метрологии. Размер расчетного показателя при штрафных санкциях - 100 сомов (=2,6 доллара).
Если данный закон нарушают граждане, то налагается штраф от 1 до 3 расчетных показателей, для должностных лиц - от 10 до 20 расчетных показателей, для юридических лиц - от 100 до 500 расчетных показателей.
Согласно законопроекту, в случае если юридическое лицо не предоставило в своем заведении специально отведенные места для курения, то штраф налагается на данное юридическое лицо. В противоположном случае, если гражданин курит не в специально отведенных местах, то штраф налагается соответственно на этого гражданина.
На заседании 16 января 2007 года депутаты проголосовали за принятие данных поправок. Добавим, что в силу поправки вступят только после подписания закона Президентом КР.
Согласно закону «О защите здоровья граждан Кыргызской Республики от вредного воздействия табака», табакокурение запрещается полностью следующих общественных местах:
- в образовательных организациях всех уровней, организациях для отдыха детей;
- в организациях здравоохранения;
- в пожароопасных местах, включая автозаправочные станции;
- в закрытых организациях образования, культуры и спорта (кинотеатрах, театрах, спортивных помещениях и аренах);
- в музеях, библиотеках, выставочных залах и лекториях;
- в салонах городских, междугородних автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта;
- на судах водного и воздушного транспорта;
- в лифтах;
- в любом рабочем помещении, где оказываются услуги населению.
Табакокурение запрещается за исключением специальных помещений, отведенных для курения:
- в зданиях и помещениях, занимаемых органами государственной власти и местного самоуправления;
- в зданиях и залах автостанций, автовокзалов, железнодорожных вокзалов и аэропортов;
- в поездах местного и дальнего сообщения;
- в местах общественного питания, при этом выделив не более 50 процентов площади для курящих граждан так, чтобы дым не распространялся в помещение, свободное от табачного дыма.
http://kg.akipress.org/news/35424

Комментарий. Если вышеупомянутый закон вступит в силу, он станет самым прогрессивным среди стран СНГ в области защиты людей от табачного дыма. При этом в странах ЕС, например, в Ирландии, Италии и Литве, законодательство еще более последовательно защищает людей от принудительного вдыхания табачного дыма.

В Литве с 1 января нельзя курить в кафе и ресторанах

1 января 2007 года (ИНТЕРФАКС). В Литве в первый день 2007 года вступил в силу закон, запрещающий курить в ресторанах, кафе, барах, других учреждениях общественного питания, а также в клубах и на дискотеках. «Согласно закону, в Литве отныне в таких публичных учреждениях курить разрешено только сигары и трубки, но и то только в помещениях специальных клубов», - сообщили в пресс-службе правительства. Правительство определило, что клубы, в которых можно курить сигары или трубки, могут создаваться в закрытых помещениях, имеющих отдельный вход, не совпадающий с входом в рестораны, кафе, помещения предприятий, учреждений, организаций или с лестницами жилых домов. Такие клубы не могут действовать в помещениях и на территории учреждений просвещения и здравоохранения, в интернет-клубах, в помещениях, где проводятся спортивные мероприятия. В Кодексе административных правонарушений зафиксировано, что за нарушение запрета на курение владельцы предприятий общепита, клубов и дискотек могут подвергаться штрафам в размере от 500 до 5000 литов (курс 1 евро=3,4528 лита).
http://www.interfax.ru/r/B/politics/2.html?id_issue=11656421

В Беларуси курят 64% мужчин и 20% женщин

10 января 2007 года (БЕЛТА). В Беларуси в настоящее время курят около 64% мужчин и 20% женщин. Такие данные озвучил на пресс-конференции заместитель министра здравоохранения - главный государственный санитарный врач Михаил Римжа. Он отметил, что с курением, в частности, сегодня связано до 40% смертей от ишемической болезни сердца, до 30% - от онкологических заболеваний. «Наша задача - добиться того, чтобы здоровый образ жизни стал модой в Беларуси», - сказал Михаил Римжа. Как подчеркнул заместитель министра, большая часть заболеваний обусловлена особенностями образа жизни человека, поэтому создание нормальной здоровьесберегающей среды, а также формирование здорового образа жизни находятся среди приоритетов Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы
http://www.belta.by/ru/news/society?id=130642

Комментарий. Обзор данных о распространенности курения в Беларуси и других странах бывшего СССР представлен в бюллетене Контакт http://www.adic.org.ua/nosmoking/contact/tem/25.htm

Молдова субсидирует рост табачной эпидемии

13 января 2007 года (РБК). В Молдавии в 2007 году Фонд прямых субсидий для сельского хозяйства составит 18,5 млн. долл. (240 млн. леев) и увеличится по сравнению с предыдущим годом на 9%. Как сообщили в пресс-службе правительства республики, об этом сообщил министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Молдавии Анатолий Городенко в ходе заседания у премьер-министра Василия Тарлева с представителями аграрного сектора. Как было отмечено, в 2007г. в Молдавии будут расширены категории сельскохозяйственных культур и работ, субсидируемых государством. Дотации, в частности, будут выделяться для производства сахарной свеклы, табака, животноводческой продукции. А.Городенко отметил, что в 2006 году для прямых дотаций сельхозпроизводителей Молдавии было выделено 16,9 млн. долл. (220 млн. леев). В частности, дотации для производства табака составили 150 тыс. долл. (2 млн. леев).
http://www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml?/20070113153649.shtml

Комментарий. Субсидии для производителей табака существуют в Европейском Союзе, однако их постепенно отменяют, так как такие субсидии противоречат целям защиты здоровья и экономически невыгодны. В Молдове субсидии также не очень помогли табаководам: в 2006 году производство табака уменьшилось на 23%. При этом отметим, что существование подобных субсидий в Швейцарии позволило сторонникам здоровья добиться того, что Фонд профилактики курения получает из бюджета не меньшую сумму, чем табачные фермеры (см. http://www.adic.org.ua/nosmoking/p/news.php?id=510&theme=tc_fin )

Темпы роста объемов производства табачных изделий в Украине приостановлены

15 января 2007 года (Акциз). По итогам 2006 года в Украине было произведено 120 389,8 млн. шт. сигарет. При этом объем рынка прошедшего года практически равен объему 2005 года, когда было изготовлено 120 257 млн. шт. сигарет. Это означает, что темпы роста производства табачных изделий в Украине практически приостановлены. Напомним, что по итогам 2005 года прирост производства составил 10,6%.
http://akcyz.com.ua/news/tobacco/6142.html

Комментарий. Производство сигарет в Украине в 2000 году составляло 58,7 миллиардов штук и с тех росло на 10-20% в год, к 2005 году увеличившись вдвое. 2006 год был по целому ряду показателей весьма благоприятным для табачной индустрии в Украине: ставки акциза не менялись с марта 2005 года, реальные доходы населения росли, никаких новых ограничений рекламы введено не было. Единственное, что изменилось – вступили в силу правила ограничения курения в общественных и рабочих местах. И хотя выполнение этих ограничений, мягко говоря, оставляет желать лучшего, это единственный фактор, который может объяснить приостановку темпов производства сигарет в Украине. А когда заработают и другие факторы, предусмотренные Рамочной конвенцией, можно рассчитывать на более значительное снижение потребления сигарет в Украине.

Комитет Госдумы побоялся полностью запретить табачную рекламу

17 января 2007 года (outdoor.ru). На первом заседании весенней сессии Госдумы РФ члены комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендовали отклонить законопроекты «О внесении изменений в ФЗ «О рекламе» (внесен депутатом Сергеем Ивановым, который предлагал полный запрет табачной рекламы) и «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части установления запрета на рекламу табака, табачных изделий и курительных принадлежностей» (внесен членом Совета Федерации Андреем Ищуком). По мнению зампреда комитета Владимира Мединского, прежде чем вводить дополнительные ограничения в новый закон «О рекламе», нужно дать время, чтобы он проявил себя в действии.
http://www.outdoor.ru/index.php?sku=news8347116

Комментарий. Напомним, что согласно Рамочной Конвенции, только полный запрет табачной рекламы приведет к сокращению потребления табачных изделий. Вступивший в силу с 1 января 2007 года запрет внешней табачной рекламы, хотя и является прогрессивным шагом, будет иметь ограниченное воздействие, так как табачные компании сразу же начали перераспределять свои рекламные бюджеты на те виды рекламы, которые пока разрешены в России.

Табачные компании в России искусственно занижают максимальные розничные цены на сигареты

25 января 2007 года (Коммерсантъ). С 1 января в России действует новая система взимания табачного акциза. Теперь его ставка привязана к максимальной розничной цене (МРЦ), которую табачные фабрики с начала года обязаны указывать на пачках сигарет. Ставки акциза составляют 100 руб. за тысячу сигарет с фильтром плюс 5% от максимальной розничной цены; весь акциз должен составлять не менее 115 руб. Для сигарет без фильтра – 45 руб. за тысячу штук плюс 5% от МРЦ, но не менее 60 руб. При этом розничные точки не имеют права продавать сигареты по более высокой цене. В распоряжении газеты оказался перечень максимальных розничных цен, задекларированных в Федеральной налоговой службе в конце декабря пятью крупнейшими производителями сигарет: Philip Morris, British American Tobacco, Japan Tobacco International, Gallaher Liggett-Ducat и Imperial Tobacco. Эти цены оказались ниже, чем те, по которым продаются сигареты в рознице. К примеру, МРЦ пачки Marlboro – 30 руб., однако в супермаркете «Перекресток» эти сигареты продаются по 33 руб. 50 коп., в «Седьмом континенте» – по 35 руб. 90 коп., а в несетевых табачных ларьках стоимость пачки плавает от 31 до 34 руб. В среднем превышение МРЦ в торговых точках достигает 10-15%. Такой разброс цен при официально задекларированных МРЦ розничные операторы и табачные производители объясняют наличием прошлогодних остатков на складах дистрибуторов и розничных точек. Как только в сеть поступят новые партии сигарет (на пачках которых напечатана МРЦ), продаваться они будут по той цене, которая указана производителем, в соответствии с новым законом. Управляющий директор Philip Morris в России Лео Маклохлин говорит, что весь ассортимент сигарет его компании с указанием МРЦ на пачке будет полностью представлен в рознице не ранее марта 2007 года. «Только тогда можно будет делать выводы о соблюдении розницей максимальных цен на сигареты»,– говорит господин Маклохлин. По закону пачки старого образца могут продаваться в рознице до 1 января 2008 года. Если расчеты табачных компаний верны и начиная с марта в рознице станут появляться пачки нового образца, через два месяца цены на сигареты начнут падать. Это подтверждают сами участники рынка и эксперты. «Когда вводилась новая акцизная система, чиновники Минфина, а также в крупнейших табачных холдингах говорили, что она усилит налоговую нагрузку на отрасль, а также повысит цены на сигареты. Однако на деле имеем противоположную картину: в середине 2007 года, когда на прилавках начнут появляться сигареты в пачках нового образца, цены, напротив, начнут падать в сторону МРЦ»,– говорит глава информагентства «Русский табак» Максим Королев. Впрочем, Максим Королев напоминает, что табачники имеют право не чаще чем раз в месяц менять МРЦ. Участники рынка также предполагают, что большинство розничных торговцев могут быть и не в курсе новых правил, а значит, они продолжат продавать сигареты по завышенным ценам, а поэтому падение цен напрямую будет зависеть от того, как будет контролироваться исполнение закона. Пока единственным контролирующим органом определен Роспотребнадзор. Представители ведомства не смогли оперативно прокомментировать, когда начнутся проверки розницы.
http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=736657

Комментарий. Мы полагаем, что табачные компании, которым законом дано право самим устанавливать максимальные розничные цены (МРЦ) на свою продукцию, сознательно занижают МРЦ. Для этого у них есть две причины: 1) ставка акцизного налога составляет 5% от МРЦ, то есть чем ниже МРЦ, тем меньше налога надо платить; 2) запрет продавать сигареты по ценам выше МРЦ приводит к снижению цен на сигареты и тем самым к росту их потребления, что противоречит интересам здравоохранения, но способствует росту прибыли табачных компаний. В данной ситуации крайними оказываются розничные продавцы, которые вынуждены будут торговать сигаретами почти без прибыли. Государство оказалось заложником данной системы, так как никоим образом не может повлиять на табачные компании, которые занижают МРЦ, но вынуждено наказывать розничных торговцев ради увеличения потребления сигарет. Полагаем, что Роспотребнадзору не следует устраивать террор против розничных торговцев ради увеличения прибылей табачных компаний. Данная ситуация еще раз обозначила недостатки системы привязки адвалорной ставки акциза к МРЦ, устанавливаемой производителем. Разрешить эту ситуацию может введение так называемой «гибридной» системы акциза (см. http://adic-ukraine.narod.ru/adic/econ-rep/ch2/2-2.htm). Проводя параллели с нынешней российской системой, гибридный налог означает, что МРЦ на каждую марку, от которой рассчитывается процент налога, устанавливает государство, а максимальные цены в розничной торговле не ограничиваются. Временным вариантом может быть введение санкций для табачных компаний за искусственное занижение МРЦ.

----------------------------------------------------------------------------------------------
Бюллетень предназначен для журналистов, организаций и отдельных лиц,
интересующихся вопросами контроля над табаком
В бюллетене использованы материалы, полученные из Интернет и иных источников.
Вопросы и комментарии направляйте по адресу
Другие выпуски бюллетеня НОУСМОКИНГ http://www.adic.org.ua/nosmoking/ns  
Другие выпуски бюллетеня МЫ НЕ КУРИМ! http://www.adic.org.ua/nosmoking/fsu
Подписаться на бюллетени или отказаться от подписки можно по адресу http://www.adic.org.ua/nosmoking/subscribe.htm 

http://contacttobinfo.narod.ru

        

Hosted by uCoz