Ресурсный центр по контролю над табаком
|
Мы не курим!Бюллетень новостей контроля над табаком в странах бывшего Советского СоюзаN 87, 1 - 25 января 2007 года
Ресурсный центр по контролю над табаком Содержание
Парламент Кыргызстана определил размеры ответственности за курение в общественных местах
16 января 2007 года (АКИpress). Группа депутатов Жогорку Кенеша, в том числе
Асамидин Марипов, Бектемир Мурзубраимов, Болот Шерниязов и другие, инициировали
поправки в законодательство страны в целях снижения уровня потребления табачных
изделий среди различных групп населения, охраны здоровья граждан от вредного
воздействия табака. 16 июня 2006 года Жогорку Кенешем был принят законопроект «О
защите здоровья граждан Кыргызской Республики от вредного воздействия табака»,
однако Кодекс об административной ответственности не содержит норм
ответственности за нарушение правовых норм, содержащихся в законе. Комментарий. Если вышеупомянутый закон вступит в силу, он станет самым прогрессивным среди стран СНГ в области защиты людей от табачного дыма. При этом в странах ЕС, например, в Ирландии, Италии и Литве, законодательство еще более последовательно защищает людей от принудительного вдыхания табачного дыма. В Литве с 1 января нельзя курить в кафе и ресторанах
1 января 2007 года (ИНТЕРФАКС). В Литве в первый день 2007 года вступил в силу
закон, запрещающий курить в ресторанах, кафе, барах, других учреждениях
общественного питания, а также в клубах и на дискотеках. «Согласно закону, в
Литве отныне в таких публичных учреждениях курить разрешено только сигары и
трубки, но и то только в помещениях специальных клубов», - сообщили в
пресс-службе правительства. Правительство определило, что клубы, в которых можно
курить сигары или трубки, могут создаваться в закрытых помещениях, имеющих
отдельный вход, не совпадающий с входом в рестораны, кафе, помещения
предприятий, учреждений, организаций или с лестницами жилых домов. Такие клубы
не могут действовать в помещениях и на территории учреждений просвещения и
здравоохранения, в интернет-клубах, в помещениях, где проводятся спортивные
мероприятия. В Кодексе административных правонарушений зафиксировано, что за
нарушение запрета на курение владельцы предприятий общепита, клубов и дискотек
могут подвергаться штрафам в размере от 500 до 5000 литов (курс 1 евро=3,4528
лита). В Беларуси курят 64% мужчин и 20% женщин
10 января 2007 года (БЕЛТА). В Беларуси в настоящее время курят около 64% мужчин
и 20% женщин. Такие данные озвучил на пресс-конференции заместитель министра
здравоохранения - главный государственный санитарный врач Михаил Римжа. Он
отметил, что с курением, в частности, сегодня связано до 40% смертей от
ишемической болезни сердца, до 30% - от онкологических заболеваний. «Наша задача
- добиться того, чтобы здоровый образ жизни стал модой в Беларуси», - сказал
Михаил Римжа. Как подчеркнул заместитель министра, большая часть заболеваний
обусловлена особенностями образа жизни человека, поэтому создание нормальной
здоровьесберегающей среды, а также формирование здорового образа жизни находятся
среди приоритетов Национальной программы демографической безопасности Республики
Беларусь на 2007-2010 годы Комментарий. Обзор данных о распространенности курения в Беларуси и других странах бывшего СССР представлен в бюллетене Контакт http://www.adic.org.ua/nosmoking/contact/tem/25.htm Молдова субсидирует рост табачной эпидемии
13 января 2007 года (РБК). В Молдавии в 2007 году Фонд прямых субсидий для
сельского хозяйства составит 18,5 млн. долл. (240 млн. леев) и увеличится по
сравнению с предыдущим годом на 9%. Как сообщили в пресс-службе правительства
республики, об этом сообщил министр сельского хозяйства и пищевой промышленности
Молдавии Анатолий Городенко в ходе заседания у премьер-министра Василия Тарлева
с представителями аграрного сектора. Как было отмечено, в 2007г. в Молдавии
будут расширены категории сельскохозяйственных культур и работ, субсидируемых
государством. Дотации, в частности, будут выделяться для производства сахарной
свеклы, табака, животноводческой продукции. А.Городенко отметил, что в 2006 году
для прямых дотаций сельхозпроизводителей Молдавии было выделено 16,9 млн. долл.
(220 млн. леев). В частности, дотации для производства табака составили 150 тыс.
долл. (2 млн. леев). Комментарий. Субсидии для производителей табака существуют в Европейском Союзе, однако их постепенно отменяют, так как такие субсидии противоречат целям защиты здоровья и экономически невыгодны. В Молдове субсидии также не очень помогли табаководам: в 2006 году производство табака уменьшилось на 23%. При этом отметим, что существование подобных субсидий в Швейцарии позволило сторонникам здоровья добиться того, что Фонд профилактики курения получает из бюджета не меньшую сумму, чем табачные фермеры (см. http://www.adic.org.ua/nosmoking/p/news.php?id=510&theme=tc_fin ) Темпы роста объемов производства табачных изделий в Украине приостановлены
15 января 2007 года (Акциз). По итогам 2006 года в Украине было произведено 120
389,8 млн. шт. сигарет. При этом объем рынка прошедшего года практически равен
объему 2005 года, когда было изготовлено 120 257 млн. шт. сигарет. Это означает,
что темпы роста производства табачных изделий в Украине практически
приостановлены. Напомним, что по итогам 2005 года прирост производства составил
10,6%. Комментарий. Производство сигарет в Украине в 2000 году составляло 58,7 миллиардов штук и с тех росло на 10-20% в год, к 2005 году увеличившись вдвое. 2006 год был по целому ряду показателей весьма благоприятным для табачной индустрии в Украине: ставки акциза не менялись с марта 2005 года, реальные доходы населения росли, никаких новых ограничений рекламы введено не было. Единственное, что изменилось – вступили в силу правила ограничения курения в общественных и рабочих местах. И хотя выполнение этих ограничений, мягко говоря, оставляет желать лучшего, это единственный фактор, который может объяснить приостановку темпов производства сигарет в Украине. А когда заработают и другие факторы, предусмотренные Рамочной конвенцией, можно рассчитывать на более значительное снижение потребления сигарет в Украине. Комитет Госдумы побоялся полностью запретить табачную рекламу
17 января 2007 года (outdoor.ru). На первом заседании весенней сессии Госдумы РФ
члены комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму
рекомендовали отклонить законопроекты «О внесении изменений в ФЗ «О рекламе»
(внесен депутатом Сергеем Ивановым, который предлагал полный запрет табачной
рекламы) и «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части установления
запрета на рекламу табака, табачных изделий и курительных принадлежностей»
(внесен членом Совета Федерации Андреем Ищуком). По мнению зампреда комитета
Владимира Мединского, прежде чем вводить дополнительные ограничения в новый
закон «О рекламе», нужно дать время, чтобы он проявил себя в действии. Комментарий. Напомним, что согласно Рамочной Конвенции, только полный запрет табачной рекламы приведет к сокращению потребления табачных изделий. Вступивший в силу с 1 января 2007 года запрет внешней табачной рекламы, хотя и является прогрессивным шагом, будет иметь ограниченное воздействие, так как табачные компании сразу же начали перераспределять свои рекламные бюджеты на те виды рекламы, которые пока разрешены в России. Табачные компании в России искусственно занижают максимальные розничные цены на сигареты
25 января 2007 года (Коммерсантъ). С 1 января в России действует новая система
взимания табачного акциза. Теперь его ставка привязана к максимальной розничной
цене (МРЦ), которую табачные фабрики с начала года обязаны указывать на пачках
сигарет. Ставки акциза составляют 100 руб. за тысячу сигарет с фильтром плюс 5%
от максимальной розничной цены; весь акциз должен составлять не менее 115 руб.
Для сигарет без фильтра – 45 руб. за тысячу штук плюс 5% от МРЦ, но не менее 60
руб. При этом розничные точки не имеют права продавать сигареты по более высокой
цене. В распоряжении газеты оказался перечень максимальных розничных цен,
задекларированных в Федеральной налоговой службе в конце декабря пятью
крупнейшими производителями сигарет: Philip Morris, British American Tobacco,
Japan Tobacco International, Gallaher Liggett-Ducat и Imperial Tobacco. Эти цены
оказались ниже, чем те, по которым продаются сигареты в рознице. К примеру, МРЦ
пачки Marlboro – 30 руб., однако в супермаркете «Перекресток» эти сигареты
продаются по 33 руб. 50 коп., в «Седьмом континенте» – по 35 руб. 90 коп., а в
несетевых табачных ларьках стоимость пачки плавает от 31 до 34 руб. В среднем
превышение МРЦ в торговых точках достигает 10-15%. Такой разброс цен при
официально задекларированных МРЦ розничные операторы и табачные производители
объясняют наличием прошлогодних остатков на складах дистрибуторов и розничных
точек. Как только в сеть поступят новые партии сигарет (на пачках которых
напечатана МРЦ), продаваться они будут по той цене, которая указана
производителем, в соответствии с новым законом. Управляющий директор Philip
Morris в России Лео Маклохлин говорит, что весь ассортимент сигарет его компании
с указанием МРЦ на пачке будет полностью представлен в рознице не ранее марта
2007 года. «Только тогда можно будет делать выводы о соблюдении розницей
максимальных цен на сигареты»,– говорит господин Маклохлин. По закону пачки
старого образца могут продаваться в рознице до 1 января 2008 года. Если расчеты
табачных компаний верны и начиная с марта в рознице станут появляться пачки
нового образца, через два месяца цены на сигареты начнут падать. Это
подтверждают сами участники рынка и эксперты. «Когда вводилась новая акцизная
система, чиновники Минфина, а также в крупнейших табачных холдингах говорили,
что она усилит налоговую нагрузку на отрасль, а также повысит цены на сигареты.
Однако на деле имеем противоположную картину: в середине 2007 года, когда на
прилавках начнут появляться сигареты в пачках нового образца, цены, напротив,
начнут падать в сторону МРЦ»,– говорит глава информагентства «Русский табак»
Максим Королев. Впрочем, Максим Королев напоминает, что табачники имеют право не
чаще чем раз в месяц менять МРЦ. Участники рынка также предполагают, что
большинство розничных торговцев могут быть и не в курсе новых правил, а значит,
они продолжат продавать сигареты по завышенным ценам, а поэтому падение цен
напрямую будет зависеть от того, как будет контролироваться исполнение закона.
Пока единственным контролирующим органом определен Роспотребнадзор.
Представители ведомства не смогли оперативно прокомментировать, когда начнутся
проверки розницы. Комментарий. Мы полагаем, что табачные компании, которым законом дано право самим устанавливать максимальные розничные цены (МРЦ) на свою продукцию, сознательно занижают МРЦ. Для этого у них есть две причины: 1) ставка акцизного налога составляет 5% от МРЦ, то есть чем ниже МРЦ, тем меньше налога надо платить; 2) запрет продавать сигареты по ценам выше МРЦ приводит к снижению цен на сигареты и тем самым к росту их потребления, что противоречит интересам здравоохранения, но способствует росту прибыли табачных компаний. В данной ситуации крайними оказываются розничные продавцы, которые вынуждены будут торговать сигаретами почти без прибыли. Государство оказалось заложником данной системы, так как никоим образом не может повлиять на табачные компании, которые занижают МРЦ, но вынуждено наказывать розничных торговцев ради увеличения потребления сигарет. Полагаем, что Роспотребнадзору не следует устраивать террор против розничных торговцев ради увеличения прибылей табачных компаний. Данная ситуация еще раз обозначила недостатки системы привязки адвалорной ставки акциза к МРЦ, устанавливаемой производителем. Разрешить эту ситуацию может введение так называемой «гибридной» системы акциза (см. http://adic-ukraine.narod.ru/adic/econ-rep/ch2/2-2.htm). Проводя параллели с нынешней российской системой, гибридный налог означает, что МРЦ на каждую марку, от которой рассчитывается процент налога, устанавливает государство, а максимальные цены в розничной торговле не ограничиваются. Временным вариантом может быть введение санкций для табачных компаний за искусственное занижение МРЦ.
---------------------------------------------------------------------------------------------- |