Sunderland, 23 июня 2004 года
В Великобритании опубликован доклад в области общественного здравоохранения под
заголовком «Использование социального маркетинга для приглашения беременных
женщин в программы прекращения курения: история успеха». Доклад показывает, что
намного больше женщин теперь отказываются от курения во время беременности, и
это является прямым результатом технологий социального маркетинга.
Социальный маркетинг – это искусство и наука продвижения запланированных и
целенаправленных социальных изменений. Термин был введен в 1971 году для
обозначения использования маркетинговых принципов и технологий для продвижения
социального проблемы, идеи или поведения. Социальный маркетинг использует
концепции сегментирования рынка, исследования потребителя, разработки концепции
продукта и ее тестирования, направленной коммуникации, фасилитации, а также
теорию стимулов, для того чтобы сделать максимальной реакцию целевой группы.
Социальный маркетинг начал использоваться в общественном здравоохранении
Великобритании в недавнем прошлом.
Опубликованное исследование касается вопроса о том, что означает быть беременной
курильщицей в местности под названием Sunderland, а также рассматривает процесс
становления модельной программы прекращения курения в этой же местности. Доклад
рассказывается о том, как разрабатывалась технология и как она учитывала
потребности беременных женщин.
Высокие уровни распространенности курения среди беременных женщин беспокоили
службу здравоохранения в течение многих лет. Официальный документ «Курение
убивает» наметило цель снижения нынешнего уровня распространенности курения
среди беременных 23% до 18% в 2005 году и до 15% в 2010 году. Однако многие
попытки повлиять на это оказались безуспешными. Исследование, опубликованное в
журнале ‘Public Health – The Journal of the Royal Institute of Public Health’,
рассказывает о том, как использовались фокус группы для понимания проблем, с
которыми сталкиваются беременные курильщицы.
Исследования продолжалось 10 лет, начиная с 1992 года. В общей сложности было
проведено 12 фокус групп, которые сегментировали целевую группу по возрасту,
социальному классу, курительному поведению, а также наличию других привычек. Во
избежание каких-либо предубеждений участниц не информировали о точной цели
исследования. Разговор касался темы «здоровья и болезни».
Исследование обнаружило ряд барьеров, с которыми сталкиваются женщины на пути
прекращения курения во время беременности. Это неудовлетворительная информация,
а также отсутствие энтузиазма и сочувствия со стороны работников
здравоохранения. С учетом этого были намечены пути для преодоления обнаруженных
барьеров.
Поскольку женщины высказывали неудовлетворенность существующими материалами и
поступающей от медицинских работников информацией, будущие материалы должны
фокусироваться на тех решениях, которые позволят женщинам отказаться от курения,
а не просто на традиционном подчеркивании того, что курение во время
беременности вредит будущему ребенку. Необходимые решения касаются того, как
справляться с тягой к сигарете после отказа от курения, что делать с
беспокойством по поводу увеличения массы тела, а также с колебаниями настроения.
Чрезвычайно важны взаимоотношения, которые складываются между женщиной и
медицинским работником. Кроме содержания информации, имеют значение тон и
подход. Некоторые женщины ощущают, что получают смешанные послания, когда
работники здравоохранения придираются к ним из-за курения, но не проявляют
энтузиазма и сочувствия в том, чтобы действительно оказать помощь в отказе от
курения. Как показали фокус группы, на самом деле, женщинам нужна постоянная
поддержка, чтобы справиться с прекращением курения.
Для преодоления этого барьера были проведены специальные занятия с работниками
здравоохранения с использованием ролевых игр. Акушерки получили опыт
взаимодействия с пациентками, какого у них никогда ранее не было. В процессе
групповой работы медицинский персонал смог получить обратную связь от женщин,
которые являются объектом их деятельности, о том, что собственно значит быть
курящей беременной. Эти сессии были высоко оценены медицинскими работниками, а
последующее развитие событий доказало их эффективность.
Исследование показало, что кроме различий в образе жизни, у женщин также могут
быть различные мотивы для прекращения курения. Например, какие-то женщины хотят
отказаться от курения для себя и своего ребенка, а потому с большей вероятностью
останутся некурящими после родов. Другие же более мотивированы отказаться от
курения только ради ребенка, а потому с большей вероятностью возвратятся к
курению вскоре после родов. И эта мысль помогала им справиться с тем социальным
давлением, которое они испытывают в связи с необходимостью перестать курить во
время беременности.
Другие женщины, для которых курение было в первую очередь средством контроля
массы тела, когда осознавали, что они в любом случае наберут вес во время
беременности, переставали волноваться об отсутствии сигареты.
Чтобы осуществлять эффективную поддержку в прекращении курения, медицинским
работникам необходимо понимать, какое место сигарета занимает в жизни курящей
женщины и какие проблемы женщина пытается решать с помощью сигареты.
Используемый авторами программы подход позволил мотивировать работников
системы здравоохранения к применению новых технологий, в частности, ролевых игр,
а также организовать дружественную службу, которая бы эффективно поддерживала
женщин в их усилиях по прекращению курения.
В результате нового понимания уровень вовлечения новых беременных курильщиц в
программы прекращения курения возрос в 10 раз. Особенно заметный рост произошел
после занятий с акушерками с использованием ролевых игр. Уровни прекращения
курения также существенно возросли.
Текст доклада “Using social marketing to increase recruitment of pregnant
smokers to smoking cessation service: the success story” находится в Интернет по
адресу:
http://www.prweb.com/prfiles/2004/06/21/135681/social_
marketing_smoking_pregnancy_pdf.pdf
http://www.prweb.com/releases/2004/6/prwebxml135681.php
Ранее опубликованные материалы о решении проблемы курения в Великобритании, в
частности, в Шотландии, на русском языке см.
http://www.adic.org.ua/nosmoking/heanews/10.htm#02 http://www.adic.org.ua/nosmoking/heanews/04.htm#41
Питтсбург, 22-23 июля 2004 года
Официальные лица, организации, работающие в области здравоохранения, а также
национальная сеть универмагов объявили о начале медийной кампании, нацеленной на
помощь беременным женщинам в прекращении курения.
Кампания имеет целью изменить тревожный факт: среди 50 крупнейших американских
городов Питтсбург является рекордсменом по уровню курения среди беременных
женщин. В частности, по данным 2002 года, в Питтсбурге распространенность
курения среди беременных женщин составила 22,7%, в штате Пенсильвания в целом
15,8%, в то время как в среднем в США этот уровень составляет 12%.
Акушеры обращают внимание, что у курящих беременных выше риск рождения ребенка с
недостаточной массой тела, в два раза выше риск преждевременных родов, и их дети
в три-четыре раза чаще погибают от синдрома внезапной детской смерти.
Кампания предполагает задействовать следующие стратегии.
На территории штата предполагается изменить схемы компенсации расходов за счет
средств страховых компаний и включить в их число консультирование и применение
медикаментов для прекращения курения. Поскольку специалисты утверждают, что в
среднем необходимо предпринять семь попыток, чтобы отказаться от курения,
количество часов консультаций, разрешаемое страховыми компаниями, увеличится с
2,5 до 17,5 часов в год. Кроме того, будет отменен запрет, согласно которому
врач не мог включать в счет прием пациентки и консультирование по прекращению
курения в один и тот же день. Это будет стимулировать врачей использовать
плановые посещения беременных женщин для обсуждения темы прекращения курения.
Были подготовлены рекламные объявления для радио, в одном из них, например,
женщина беседует о том, что хочет бросить курить ради своего будущего сына.
Первоначально планировалось подготовить больше рекламных объявлений, но
впоследствии авторы программы решили, что лучше положить эти деньги в карманы
самих беременных женщин. 225 беременных женщин получат подарочные карточки на 50
долларов по завершении программы прекращения курения. Если тест выдыхаемого
воздуха через два месяца покажет, что женщина по-прежнему не курит, она получит
дополнительную карточку на 25 долларов. С помощью этих карточек женщины получат
возможность сделать покупки в участвующих в кампании магазинах.
Для афро-американских беременных женщин будет проводиться специальная выездная
программа, поскольку распространенность курения среди них почти в полтора раза
выше, чем в других этнических группах.
Врачи получат специальные наборы для помощи пациентам в прекращении курения, в
которых содержатся списки классов по прекращению курения с их контактными
данными, а также телефоны консультационных служб.
http://www.post-gazette.com/breaking/20040722smokep4.asp
http://www.post-gazette.com/pg/04205/350428.stm
Другие материалы на русском языке о влиянии курения во время беременности
на здоровье матери и ребенка, а также о прекращении курения во время или до
беременности можно найти по адресу
http://www.adic.org.ua/nosmoking/subjects/health/pregnancy.htm
--------------------------------------------------------------------------------------------
Бюллетень Табак и здоровье - это
информация для специалистов,
интересующихся
медицинскими аспектами контроля над табаком
Другие выпуски бюллетеня Табак и здоровье http://www.adic.org.ua/nosmoking/heanews
Подписаться на бюллетень или отказаться от
подписки можно по адресу
http://www.adic.org.ua/nosmoking/subscribe.htm